Мтз 80 годы выпуска
Перейти к содержимому

Мтз 80 годы выпуска

  • автор:

МТЗ 80: технические характеристики, обзор, описание

Фото МТЗ 80

Источник фото: fb.ru Фото МТЗ 80

Предшественником МТЗ 80 (тип — универсально-пропашной, тяговый класс — 1,4) является трактор МТЗ 50.

Двигатель

По сравнению с моделью, выпускавшейся до этого, на новой разработке советских конструкторов был установлен двигатель увеличенной мощности, который был способен вырабатывать до 80 л.с. Доработкой силового агрегата занимались специалисты Минского моторного завода, которые предусмотрели в конструкции электрострартерный запуск и пусковой двигатель. Также в результате модернизации частота вращения коленчатого вала возросла до 2200 об/мин.

Технические характеристики МТЗ 80: отличия от предшественника

Испытания трактора официально завершились в 1972 году — через 6 лет после утверждения проекта. Серийную сборку на предприятии запустили в 1974 году.

Частота вращения коленчатого вала

Грузоподъемность гидронавесной системы

Давление в гидронавесной системе

В основе трактора лежала традиционная для техники данного класса компоновка: полурамная конструкция, предусматривавшая несущие картеры узлов трансмиссии; двигатель располагался в передней части корпуса; задние колеса являлись ведущими, передние — направляющими. Модель МТЗ 80 имела привод только на задние колеса.

Погрузчик на базе трактора МТЗ 80

Источник фото: fb.ru Погрузчик на базе трактора МТЗ 80

При этом в конструкцию трактора был внесен и ряд значительных изменений. На момент окончания испытаний трактора МТЗ 80 были улучшены следующие компоненты:

  • Коробка передач. Создатели трактора предусмотрели понижающий редуктор, что позволило удвоить число передач. В итоге количество передач переднего хода составило 18, заднего — 4.
  • Муфта сцепления. Во-первых, появились демпфирующие пружины, во-вторых, разработана новая конструкция маховика. Последний получил плоскую форму, благодаря чему улучшилась вентиляция всей муфты в целом, а также был оптимизирован процесс очистки отсека от продуктов износа, возникающих в результате трения поверхностей друг о друга.
  • Автоматическая блокировка дифференциала заднего моста. Данная функция теперь могла срабатывать на ходу трактора.
  • Привод заднего ВОМ. Благодаря изменению его конструкции появилось две частоты вращения вместо одной.
  • Ходоуменьшитель. В предыдущем тракторе данный элемент отсутствовал. Ходоуменьшитель представлял собой шестеренный редуктор, с помощью которого был расширен диапазон скоростей. Минимальная скорость передвижения достигала 1,3 км/ч.

МТЗ 80 был способен передвигаться с более значительной скоростью (она увеличилась до 35 км/ч), расширился список навесных орудий, которые можно было навешивать на базовую машину. Также была доработана гидронавесная система, которую оборудовали гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором.

Габариты МТЗ 80

Ширина колеи (задние колеса)

Ширина колеи (передние колеса)

Модификации

После определенного опыта эксплуатации трактора МТЗ 80 в различных регионах СССР было разработано несколько модификаций. Основные версии получили индексы «Р» (трактор предназначался для механизированного возделывания рисовых посевов и отличалася увеличенным до 700 мм дорожным просветом), «Н» (предназначение — горное земледелие, особенность конструкции — низкий клиренс) и «К» (разработан для с/х операций на крутых склонах). В конструкцию последней модификации были добавлены такие решения для повышения устойчивости, как бортовые качающиеся редукторы и механизм стабилизации и выравнивания положения остова.

Фото МТЗ 80

Источник фото: fb.ru Фото МТЗ 80

В целом спецверсии трактора отличались дизайном, способом пуска двигателя, передаточными числами трансмиссии, величиной агротехнического просвета и др.

В настоящее время современная базовая модель в линейке Минского тракторного завода имеет индекс BELARUS-80.1. На ее основе выпускается около 20 версий сельскохозяйственной техники мощностью от 81 до 95 л.с.

Аналоги

Исходя из основных технических характеристик к числу аналогов можно отнести следующие модели: МТЗ 50, МТЗ 912, МТЗ 911, МТЗ 80.1, МТЗ 82, ЮМЗ 6АКМ40.2, АГРОМАШ 85ТК, ЮМЗ 6, АГРОМАШ 60ТК Метан, ЮМЗ 8040.2.

Видео

Видео с канала «Сергей Moto»

МТЗ-80: технические характеристики

МТЗ-80: технические характеристики

Продукция, выпускаемая Минским Тракторным Заводом, на территории бывшего Советского Союза, уже не одно десятилетие является лидирующей на рынке различной сельскохозяйственной техники. Но неоспоримым флагманом и локомотивом на протяжении многих лет, остается универсально пропашной, легендарный трактор МТЗ-80 и его многочисленные модификации.

Чем же эта машина заслужила такую популярность? Ответ прост — это универсальность, невысокая стоимость, простота в обслуживании и ремонтопригодность. Именно совокупность этих факторов делает этот трактор столь привлекательным как для крупных, так и небольших фермерских хозяйств.

Содержание

1. История создания МТЗ-80

Постановление о строительстве Минского тракторного завода подписал лично И.В. Сталин в 1946 году. На начальном этапе это должно было быть предприятие способное выпускать 50 машин на гусеничном ходу в сутки с дизелями мощностью 37 л.с. Начать производство планировалось в 1948 г.

Гусеничный КД-35 на МТЗ выпускался всего 9 месяцев, так как в том же 1948 г. минские конструкторы работали уже над своим первым универсально – пропашным колесным трактором. И вот 18 июля 1949 года, в торжественной обстановке из ворот цеха вышел первый, опытный колесный трактор, полностью заводской конструкции. В этом же году было выпущено еще несколько образцов, которые были подвергнуты длительным испытаниям.

Но решающей для завода стала дата 14 октября 1953 года, после испытаний и доработок с главного конвейера сошли первые МТЗ-1 и МТЗ-2 «Беларус». Это событие определило дальнейшую судьбу и основную специализацию завода.
Шли годы, завод совершенствовал существующие и разрабатывал новые модели. В 50-х годах выполнял правительственное задание по разработке и производству гусеничных трелевочных машин. Но работа над колесными тракторами не прекращалась.

МТЗ шел в ногу со временем и когда появлялась нужда в новой: более мощной, маневренной, более приспособленной под те или иные условия модели, завод тут же реагировал. Так, на свет появилась обширная линейка универсальных пропашных тракторов:

traktor-mtz-5.jpg

МТЗ-5, МТЗ-7 в конце 50-х годов.

traktor-mtz-50

В 60-х модернизация производственных мощностей и выпуск МТЗ-50, МТЗ-52.

А в 1972 году завершились испытания МТЗ-80, этот трактор был разработан путем глубокой модернизации «пятидесятки» и стал по сути абсолютно новой машиной. Трактор получил новый дизель 80 л. с., а также массу других конструктивных изменений и доработок. Количество прицепного и навесного оборудования к трактору выросло до 230-и наименований, а транспортная скорость возросла до 35 км/ч.
В своей современной версии трактор МТЗ-80.1 выпускается и по сей день, спустя четыре десятка лет, на том же самом Минском тракторном заводе!

2. Технические характеристики трактора МТЗ-80:

    • Модель двигателя – Д-240
    • Тяговый класс — 1,4 т.
    • Мощность (Дизель) – 59 (80) кВт/л. с.
    • Количество передач вперед/назад – 18/4
    • Габариты трактора длина/ ширина/ высота – 3815/1970/2470 мм.
    • Колея по передним/задним колесам – 1200–1800/1350–2100 мм.
    • Масса — 3160 кг.
    • Диапазон скоростей – от 1,3 до 35 км/ч.
    • Агротехнический просвет – 470 мм.
    • Радиус поворота – 4,1 м.

    2.1 Двигатель трактора МТЗ-80

    dvigatel-D-240

    Дизель Д-240, четырехтактный, четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением, производства Минского тракторного завода. Рабочий объем цилиндров составил 4,75 л. При номинальной частоте вращения 2200 об. мин. этот двигатель развивает мощность в 80 л.с. Камера сгорания полураздельного типа.

    Масса дизеля составляет 430 кг. Некоторые модификации предусматривают установку предпускового подогревателя ПЖБ-200Б.

    Существует два варианта пуска двигателя: электростартерный, или с помощью пускового карбюраторного двигателя. Имеется блокировка пуска, на случай если трактор стоит на скорости.

    Для того чтобы этот надежный двигатель вас не подводил и работал как часы, необходимо проводить технический осмотр и обслуживание каждые: 60, 240 и 960 моточасов. Полный перечень работ каждого ТО описан в инструкции по эксплуатации.

    2.2 Коробка передач трактора МТЗ-80

    Коробка передач на «Беларус» устанавливается механическая, девятиступенчатая с понижающим редуктором, это дает нам вместе с пониженными скоростями 18 передач вперед и 4 назад. Опционально устанавливается ходоуменьшитель, если того требуют условия выполняемых работ.

    Если при работе коробки слышны стуки, которые исчезают на других передачах, это прямое свидетельство выкрашивания зубьев или усталостного разрушения отдельных шестерен.

    Часть тракторов, старше 1985 года выпуска оснащались гидроупровляемой КПП с возможностью переключения скоростей под нагрузкой. На тракторах с такой коробкой можно включать любую из четырех передач, в пределах одного из 4-х диапазонов, не выключая при этом муфту сцепления. Задний мост снабжен функцией блокировки дифференциала. На тракторах старых моделей управление дифференциалом механическое, при помощи педали. На более свежих модификациях гидравлическое, с переключателем режимов на приборной панели.

    Посторонние шумы в КПП и нагрев корпуса в отдельных участках, говорит о неисправности подшипников валов.

    2.3 Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию трактора МТЗ-80

    Более детально ознакомиться с техническими характеристиками, особенностями эксплуатации и тех. обслуживанием трактора МТЗ-80, вы можете здесь: Тракторы «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-82 и их модификации. Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию

    3. Ходовая часть и управление трактором

    Передний мост балансирный, имеет полужесткую подвеску, благодаря балансиру способен повторять неровности поверхности независимо от положения заднего моста и остова трактора. Задняя подвеска жесткая, колеса крепятся клеммовыми соединениями на ведущих осях, это позволяет менять ширину колеи бесступенчато, в диапазоне 1400–2100 мм. Передняя колея регулируется ступенчато, шаг составляет 100 мм. Тормоза дисковые.

    «Беларус», в помощь водителю, оснащен гидравлическим усилителем руля. Принцип его работы примерно одинаков с работой ГУР любого автомобиля. Масляный насос создает в системе давление, а гидрораспределитель, получая сигнал от рулевого колеса при помощи карданных валов, направляет масло в одну из полостей гидроцилиндра

    4. Кабина трактора МТЗ-80: обзор

    kabina-mtz-80-1

    Кабина на МТЗ-80 сварная, из тонколистовой стали. Внутренняя обшивка специальными материалами утепляет и шумоизалирует рабочее место тракториста. К остову трактора кабина крепится на четыре резиновых амортизатора, существенно смягчающих тряску и вибрацию.

    Обзорность обеспечена хорошая, для очистки переднего и заднего окон в непогоду установлены стеклоочистители. Для естественного притока воздуха, крыша и заднее окно могут открываться и фиксироваться в открытом положении.

    Для удобства, с обеих сторон кабины есть поручень и две ступеньки. Рулевая колонка имеет возможность регулирования в двух плоскостях. Наличие отопления делает кабину пригодной для круглогодичной работы. В современных моделях, опционально может быть установлен кондиционер.

    Перед сиденьем находятся приборная панель и органы управления. Расположение органов управления принципиально не отличается от других тракторов. Классическое расположение педалей с раздельным тормозом, рычаги управления гидравликой справа от рулевой колонки, справа от сиденья рычаг включения ВОМ.

    Для тракториста предусмотрено комфортное мягкое сиденье, с гидравлическим амортизатором либо торсионной подвеской. Регулируется сиденье в вертикальной и горизонтальной плоскости, а также можно менять наклон спинки и жесткость амортизатора.

    В настоящее время в трактора данной модели устанавливаются более комфортные сиденья на пневмоподвеске, с современным дизайном.

    5. Система навесного оборудования

    «Беларус» оснащен трехточечной системой задней навески, классической компоновки, с двумя продольными и одной центральной тягами, раскосами и силовым цилиндром для подъема и опускания навески с оборудованием.

    Трактор МТЗ-80

    Для управления навеской, а также гидравликой навесного и прицепного оборудования трактор оснащен раздельно–агрегатной системой гидравлики, состоящей из шестеренчатого масляного насоса НШ-32 с приводом от двигателя, трехсекционного гидрораспределителя, одного или нескольких гидроцилиндров.

    Существует огромное количество различного оборудования для тракторов этой модели, их перечисление займет уйму времени, так как еще в 70–80 годах количество наименований перевалило далеко за 200.

    6. Модификации трактора МТЗ-80:

    За долгие годы модернизаций, «Беларус» научили работать в самых разных сферах, с самыми разными, как навесными, так и прицепными агрегатами и оборудованием. Он стал в доску своим для фермеров, строителей, дорожников и коммунальщиков.

    Рассмотрим некоторые модификации:

    • МТЗ-80 – базовая модель, с малой кабиной и задним приводом.
    • МТЗ-80.1 – задний привод и увеличенная кабина.
    • МТЗ-82/82.1 – полноприводная модель с малой/большой кабиной.
    • МТЗ-80Х/80ХМ – трехколесная модель, для возделывания хлопка, имел повышенный клиренс 650 мм. и дизелем Д-240Т мощностью 100 л.с.
    • МТЗ-80Л – лесохозяйственная модификация, работал на трелевке и восстановлении леса, противопожарных работах, отличался дизелем Д-243Л мощностью 60 л. с. немного сдвинутым вперед.
    • МТЗ-82К – полный привод, гидравлическая автоматическая система выравнивания и стабилизации остова трактора. В систему навески добавлены гидроцилиндры, для стабилизации навесного оборудования. Мог работать на крутых склонах, уклон, которых мог достигать 20 градусов.

    трактор мтз 82.1

    Трактор МТЗ 80.1

    traktor-mtz-80x

    7. Опыт эксплуатации трактора МТЗ-80 «Беларус»

    По эксплуатации трактора «Беларус» накоплен колоссальный опыт практически все знаменитые модели тракторов советского периода, как, например Т-40 давно прекратил свое существование хоть и встречается повсеместно, по сути доживает свой век. А на Минском заводе сумели не только сохранить, но и продолжить развитие этого замечательного трактора, благодаря чему он и сегодня живее всех живых.

    Рассмотрим плюсы и минусы тракторов МТЗ-80.

    К явным достоинствам можно отнести:

    • Ремонтопригодность и обширную инфраструктурную сеть на всей территории СССР, а местами и за его пределами, с дилерскими центрами, фирменными магазинами запчастей. Поэтому у вас вряд ли будут проблемы с наличием запчастей или гарантийным обслуживанием.
    • Абсолютно все механизаторы знакомы с этой техникой, а значит проблем с кадрами не возникнет.
    • Огромный выбор навесного и прицепного оборудования.
    • Приемлемая цена в сравнении с конкурентами.

    Недостатками считаются:

    • Тесная кабина на базовой модели, но эта проблема решена на МТЗ-80.1
    • Уступает в комфорте большинству иностранных аналогов, условия работы на «Беларусе» считаются спартанскими, не щадящими водителя. Но и в этом направлении в последние годы завод ведет интенсивную работу.

    Но у каждого свой взгляд на вещи, разные приоритеты и требования, лучше почитаем что говорят об этом тракторе сами трактористы:

    «Довелось отработать сезон в совхозе на этом тракторе, необходимых прав в наличии не было, собственно их никто и не спрашивал. Агрегат зверь, не едет – прет! Трогается в легкую с любой передачи. Запросто справляется с погрузчиком.

    Трактор был стареньким, так что о комфорте не было и речи, на сиденье старого образца иной раз подкидывало так, что чуть не вылетал в окна которые полностью отсутствовали. Если говорить о «ломучести», машина переживет любой мерседес, а ремонтируется на раз-два на коленке, с помощью молотка и такой-то матери. В общем настоящий советский трактор!

    Сколько работал горя не знал, в управлении легок, маневренный. На нем хоть в поле, хоть по лесу, ведет себя достойно. В обслуживании экономичный и донельзя простой. Довести бы до ума кабину и кондиционер поставить цены бы ему не было, а так в кабине пекло в жаркую погоду. Кто работал знает.»

    «Свой трактор собрали с отцом буквально из металлолома! На все про все ушло чуть больше месяца. Трактор очень универсален, хорошо себя показал на самых разных работах. По мелочи ломается часто, что греха таить, но запчасти доступные и недорогие. На свой трактор поставили пневматическое сиденье, стартер на 24 в. чтобы зимой бодрее крутил. Установили магнитолу. В общем, машина огонь!»

    Опыт эксплуатации трактора МТЗ-80

    8. Заключение

    МТЗ-80 и его модификации стал самым массовым трактором в СССР, а позже на территории России и стран СНГ. В России доля рынка МТЗ в 2010–2013 предкризисных годах превышал 90% рынка! Хочется еще раз сказать спасибо Белоруссии и конкретно заводу МТЗ, за то, что в тяжелые времена сумели сохранить эту замечательную машину!

    Купить «Беларус» как б/у, так и новый не составит труда, благо предложений хватает и цены вполне доступные.

    Трактор 1985–1995 года выпуска в зависимости от состояния обойдется примерно 200–500 т.р.

    Свежие 2014–2015 года МТЗ-82 в рублях будут стоить приблизительно 900 000–1 200 000.

    Технические характеристики МТЗ-80: вес, габариты, устройство

    Трактор МТЗ-80 история

    Трактор МТЗ-80 стал продуктом глубокой модернизации машин МТЗ-50 и МТЗ-52. Первый прототип был создан в 1970 году. Начало конвейерного производства было положено в 1974 году на Минском тракторном заводе. Выпуск тракторов был учрежден постановлением Совета Министров СССР. Из этого можно сделать вывод, что МТЗ-80 был стратегически важной машиной для советского сельского хозяйства. Совет постановил в пользу создания нового трактора 1,4 тягового класса с мощностью 75-80 л.с.. Чтобы ускорить создание новой машины, было принято решение о модернизации существующих МТЗ-50 и МТЗ-52. Получившийся в итоге МТЗ-80 на 70% унифицирован с предшественниками. Такой подход позволил также сократить затраты на переоборудование заводов, выпускавших модификацию. Конструкция машины претерпела значительные изменения. Причем они коснулись как внутреннего устройства, так и внешнего вида. Конструктивные изменения были внесены преимущественно в двигатель. Он стал мощнее и производительнее. Внешний облик трактора был дополнен новой кабиной и обшивкой. Традиционная полурамная компоновка была сохранена. Двигатель по-прежнему располагается в передней части. На МТЗ-80 установили новые задние колеса увеличенного диаметра и передние колеса уменьшенного диаметра. Испытания новой машины были окончены в 1972 году полным успехом. На момент окончания мероприятий были определены агрегатируемые орудия и устройства, количество которых превысило 200 модификаций. На сегодняшний день МТЗ-80 «Беларус» остается одним из самых универсальных тракторов общего назначения. Увеличенная скорость движения позволила использовать технику для транспортировки грузов и буксировки на задней сцепке. Через год после освоения выпуска в 1974 году было запущено производство МТЗ-80 на гусеничном ходу.

    Описание модели Беларус

    МТЗ-80.1

    Простота надежность – основные качества, необходимые для техники любого назначения, как нельзя лучше воплощены в тракторе Беларус МТЗ-80. Машина разработана в характерной системе полурамной конструкции –переднее расположение мотора, ведущие задние колеса большего диаметра, чем передние.
    МТЗ-80.1

    Достоинства и недостатки

    • высокая надежность;
    • качество изготовления;
    • большая мощность;
    • высокая производительность;
    • длительный срок службы;
    • простое ТО;
    • доступность запчастей и комплектующих;
    • невысокая цена.

    Среди недостатков владельцы техники выделяют следующие:

    • малогабаритная кабина;
    • отсутствие комфорта и удобства оператора при работе.

    Обзор универсального трактора МТЗ-80

    В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ.

    Конструкция оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.

    К особенностям модели, которые обеспечили такой продолжительный и массовый период производства относят:

    • переднемоторный вариант компоновки;
    • полурамную конструкцию;
    • качественную схему трансмиссии,
    • устройство гидравлической системы;
    • экономичное потребление топлива;
    • общую надежность.

    В соответствии с высокими технико-экономическими характеристиками трактора, было налажено производство большого количества специализированной техники.

    К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, относят:

    • 80.1– вариант с многофункциональной увеличенной кабиной;
    • 82 – полноприводная версия;
    • 80 МК – трактор для ЖКХ;
    • 80 Х – трехколесный вариант с одним передним колесом для хлопковых полей;
    • 80 Л – для сельхозработ в горных условиях;
    • Т 80У – трелевочный вариант для лесной промышленности.

    Модификация спецтехники МТЗ-80

    За годы выпуска спецтехники Минским производителем, с конвейера сошло огромное количество моделей МТЗ-80, которые имели следующую разрядную модификацию:

    • Серия МТЗ-80. Стандартная базовая модель, малый формат кабины, а также встроенный задний привод.
    • Серия МТЗ-80.1. Модель имела улучшенные характеристики заднего привода, а также увеличенные габариты кабины.
    • Модельный ряд МТЗ-82 или 82.1. Укомплектованная полноприводная серия, где были предусмотрены малая и большая кабина оператора.
    • Категория МТЗ-80Х или 80ХМ. Модернизированная трёхколёсная модель машины. Использовалась для возделывания хлопка. Увеличенный клиренс до 650 мм. Мощность 100 л.с. Двигатель Д-240Т.
    • Вид МТЗ-80Л. Литера Л указывает на использование машины в лесном хозяйстве, в качестве трелёвочного оборудования и на противопожарных работах. В технической части используется двигатель серии Д-243Л, с параметрами мощности 60 лошадиных сил. Корпус сдвинут вперёд.
    • Модель МТЗ-82К. Используется только полный привод машины. Внедрена гидравлическая структура выравнивания и стабилизирующие характеристики основного остова спецтехники. В комплексную систему для общей транспортной навески были добавлены мощные гидроцилиндры, что обеспечивает бесперебойную работу техники с навесным оборудованием. Машина стабильно работала под уклоном до 20 градусов.

    Трактор МТЗ-80: технические характеристики

    Тракторы МТЗ-80 доступны в нескольких модификациях, различных по характеристикам устойчивости на крутых склонах, типом пневматических шин, передаточными числами коробки переключения передач и другими деталями. По данным статистики, МТЗ-80 являются, наряду с тракторами Т-40 и бульдозером ДТ-75, самыми массовыми машинами на постсоветском пространстве.

    Двигатель трактора МТЗ-80

    В новой разработке Минского тракторного завода подошли к вопросу замены двигателя серьезно. МТЗ-80 получил принципиально отличный от предшественников силовой агрегат заводского производства Д-240. Это четырехтактный четырехцилиндровый дизельный мотор типа 4Ч11/12,5. К особенностям агрегата относится полуразделенная камера сгорания в поршне.

    Д-240 охлаждается жидкостной системой и в некоторых моделях тракторов дополняется предпусковым подогревателем марки ПЖБ-200Б. В первоначальном варианте исполнения мотор выдавал 75 л.с./55,16 кВт мощности. В доработанной версии двигатель получил 80 л.с./59,25 кВт. Рабочий объем четырех цилиндров равняется 4,75 литрам.

    Силовой агрегат запускается электростартером или пусковым двигателем марки ПД-10 с рабочей мощностью 10 л.с. Запуск осуществляется при заблокированном пуске или включенной передаче. Система питания трактора МТЗ-80 представлена комплексом из топливного бака, топливных фильтров тонкой и грубой очистки, топливоподающих насосов высокого и низкого давления. Система дополняется топливными проводами низкого и высокого давления, а также форсунками системы подачи и очищения воздуха.

    Трактор МТЗ-80 технические характеристики

    Номинальная частота вращения коленвала двигателя достигает 2200 оборотов в минуту. Диаметр цилиндра Д-240 равен 110 мм, ход поршня 125 мм. При максимальной мощности силовой агрегат расходует 242 г/кВт*ч топлива. Снабжение мотора обеспечено 130-литровым топливным баком. Для обеспечения работоспособности трактора производитель предусмотрел запас крутящего момента в 15 %.

    Трансмиссия

    Коробка передач трактора МТЗ-80 доступна только в механическом исполнении. КПП девятиступенчатая, двухдиапазонная, оснащается понижающим редуктором. В результате трактор может двигаться на 18 скоростях вперед и на четырех назад. Сцепление трактора МТЗ-80 работает на однодисковой сухой муфте постоянно замкнутого типа.

    Допускается установка ходоуменьшителя опционально. Часть машин, сошедших с конвейера после 1985 года, оснащается гидроуправляемой коробкой передач с функцией переключения под нагрузкой. Особенностью такой коробки является возможность выбора любой из четырех передач в каждом из четырех диапазонов без активного использования муфты сцепления.

    МТЗ-80 — заднеприводная модификация. Зданий мост оснащается антиблокировочным дифференциалом с функцией отключения. Тракторы старого образца управляются с помощью механической ножной педали. Более поздние версии получили гидравлическое управление блокировкой. Переключатель режимов располагается на приборной панели. Диапазон скоростей движения МТЗ-80 на девятиступенчатой КПП составляет 1,89-33,4 км/ч.

    Тормозная система трактора МТЗ-80

    Управление тормозами МТЗ-80 представляет собой комплексную систему из:

    • рабочей;
    • вспомогательной;
    • стояночной;
    • запасной тормозных систем.

    Рабочая отвечает за замедление и полную остановку машины. Стояночная — гарантирует устойчивость на уклонах. Длительное поддержание скорости на уклоне осуществляется посредством вспомогательной тормозной системы. Запасная предусмотрена для использования при возникновении неисправностей в рабочей тормозной системе. МТЗ-80 комплектуется управлением тормозами с механическим приводом и пневматическим тормозом прицепного устройства.

    Передний мост

    Передний ведущий мост трактора 80 является опорной частью передней части агрегата и передает крутящий момент.

    Мостовая конструкция состоит из таких элементов:

    • передняя балка;
    • главная передача;
    • дифференциал;
    • колесные редукторы.

    Передний мост изготовлен по портально-универсальному типу, что способствует увеличению таких параметров, как:

    • дорожный и агротехнический просвет;
    • радиус поворота;
    • пределы регулирования колеи.

    Задний мост

    Задний мост агрегата 80 предназначен для передачи крутящего момента от продольного вторичного вала КПП через главную передачу и дифференциал на конечные передачи и полуоси.

    Задний мост

    Механизм соединяет задние колеса между собой. В состав мостовой конструкции входят:

    • конечная передача;
    • дифференциал;
    • главная передача.

    Задний мост служит опорой и устанавливается с помощью подвески к раме или к кузову.

    Тормоза

    Тормозная система в МТЗ предусмотрена таких видов:

    • стояночная;
    • рабочая;
    • вспомогательная;
    • запасная.

    Рабочий тормоз необходим для понижения скоростного режима до полной его остановки.

    Стояночный тормоз предназначен для поддержания транспортного средства в неподвижном состоянии; вспомогательный — для постоянства скорости при езде на уклоне; запасной — при неисправностях основных.

    Универсальная пневмосистема требует постоянного контроля и периодической регулировки тормозов.

    Устройство

    Остовом трактора является полурамная конструкция, имеющая несущие картеры элементов трансмиссии. Схема машины – классическая, с разноразмерными пневмоколесами на задней ведущей оси и направляющей передней.

    Рис. 1.1 Схема размещения агрегатов на тракторах МТЗ-80:
    а—вид справа; б — вид слева; в — вид справа;

    1. водяной радиатор;
    2. масляный радиатор;
    3. гидроусилитель руля;
    4. водяной насос;
    5. масляный насос;
    6. генератор;
    7. центробежный маслоочиститель;
    8. корпус сцепления и понижающего редуктора;
    9. вал отбора мощности;
    10. пневмопереходник;
    11. гидроцилиндр задней навески;
    12. воздухоочиститель;
    13. головка цилиндров;
    14. компрессор;
    15. топливный насос;
    16. дизель (МТЗ-80Л, МТЗ-82Л);
    17. пусковой двигатель;
    18. задняя навеска;
    19. коробка передач;
    20. редуктор пускового двигателя;
    21. передний ведущий мост;
    22. карданный вал;
    23. промежуточная опора карданного вала;
    24. раздаточная коробка.

    Силовая установка

    Четырехцилиндровый рядный дизельный мотор Д-243 с мощностью 81 л. с. и объемом 4,75 л. В номинальном режиме агрегат расходовал 162 г/л. с. час горючего. Крутящий момент 290 Нм обеспечивал достаточное тяговое усилие и хорошую проходимость машины. Запуск производился при помощи пускового карбюраторного мотора или электростартера. В условиях отрицательных температур при пуске использовалась электрофакельная система.

    Узлы трансмиссии

    Обеспечивают выбор параметров передачи энергии от мотора на задний мост и узлы привода прицепного и навесного оборудования.
    Силовой привод
    Передача ращения на ВОМ осуществляется:

    • синхронного типа приводом – темп вращения определяется скоростью перемещения машины 3,5 оборота на каждый метр пути, подключается ко второй ступени КПП;
    • двухскоростной независимый привод – 540/1000 об/мин. Энергия снимается с маховика мотора, сцепление трактора не задействуется.

    Узел сцепления

    Изделие сухого типа в однодисковом исполнении. Фрикционная муфта постоянно замкнута. Привод муфты механический от педали в кабине.

    Гидравлика

    Трактор МТЗ-80 оборудуется раздельно-агрегатной гидравлической системой. Основным узлом является шестеренчатый насос НШ-32, работающий от привода двигателя. В комплект гидросистемы входит гидрораспределитель трехсекционного типа с золотниково-клапанным устройством и гидроцилиндр управления навесным оборудованием.

    На машине устанавливается задний вал отбора мощности независимого или синхронного типа. Частота вращения ВОМ — 540 об/мин. Синхронного — 1010 об/мин. Насос создает максимальное давление в гидросистеме — 16 МПа, производительность узла составляет 45 МПа.

    Ходовая часть

    Трактор МТЗ-80 оснащается приводом на задние колеса. Задний мост устанавливается на жесткой подвеске. Передний мост — на полужесткой с балансирным мостом. Конструкция задних колес предполагает бесступенчатую регулировку колеи. Это удалось реализовать, благодаря клеммовым соединениям. Колея передних колес собрана по-другому и регулируется ступенчато с шагом в 100 мм. Тормозной механизм дискового типа. Передняя ось — рулевая. Для облегчения поворота используется гидропривод рулевого управления.

    Габаритные размеры

    • длина — 3840 мм;
    • ширина — 1970 мм;
    • высота — 2780 мм;
    • продольная база — 2370 мм;
    • колея передних колес ступенчато через каждые 100 мм — в пределах 1350-1800 мм;
    • колея задних колес регулируется бесступенчато в пределах 1400-2100 мм;
    • минимальный радиус разворота — 3800 мм;
    • дорожный просвет — 465 мм;
    • дорожный просвет для машин с колесными редукторами — 650 мм;
    • конструкционная масса — 3520 кг;
    • заводская масса — 3620 кг;
    • полная снаряженная масса — 6300 кг

    Коробка передач

    На трактор МТЗ-80 устанавливается только механическая коробка передач с 18 передними скоростями и 8 задними, а также понижающий редуктор, который дает возможность плавно трогаться с использованием навесного оборудования.

    Начиная с 1985 года некоторые модели комплектуются гидроуправляемой КПП с переключением под нагрузкой. Это позволяет переключать скорости без выключения муфты сцепления.

    Современные модели оснащаются блокировкой дифференциала, для включения которого достаточно переключить режим под приборной панелью. А в более ранних версиях блокирование осуществлялось с помощью педали.

    Гидравлическая система

    Емкость системы составляет 25 л., а максимальное давление 20 МПа, при этом грузоподъемность равна 3200 кг.

    Навесное оборудование

    Оснащение двумя независимыми валами отбора мощности позволяет использовать различное навесное оборудование, такое как:

    • Буры;
    • Грабли;
    • Дисковые бороны;
    • Измельчители для веток;
    • Картофелекопалки;
    • Картофелесажатели;
    • Косилки;
    • Культиваторы;
    • Отвал-лопаты;
    • Мульчирователи;
    • Газонокосилки;
    • Опрыскиватели;
    • Плуги;
    • Разбрасыватели удобрений;
    • Фрезы;
    • Щетки для коммунального хозяйства;
    • Сеялки;
    • Прицепы.

    Кабина и управление

    Преимуществом кабины трактора МТЗ-80 является ее закрытый тип, благодаря чему в зимний период хорошо сохраняется подаваемое тепло, в летний – охлажденный воздух.

    Благодаря креплению к трактору, при помощи амортизаторов, уменьшается встряска во время езды по ухабистой дороге.

    Для обеспечения оптимального обзора водителю, установлены широкие стекла со всех сторон. Для дополнительного вентилирования пространства внутри кабины в потолке есть люк.

    Сидение устанавливается на амортизаторе для обеспечения удобства водителю при езде.

    Органы управления расположены компактно и в зоне досягаемости водителем. Все необходимые переключатели располагаются на приборной панели.

    На рисунке представлено ориентировочное расположение всех рычагов управления.

    Габариты и расход топлива

    Средним показателем расхода топлива является 9 литров в час, что значительно меньше по сравнению с модернизированной моделью МТЗ-82, которая потребляет 12 л/ч.

    Значительное влияние на этот показатель оказывает мощность мотора.

    Тем, кто стремиться не превышать это число, необходимо своевременно проводить технические осмотры и выявлять возможные нарушения в работе всех ведущих систем, использовать только рекомендованную резину и не эксплуатировать двигатель на высоких оборотах.

    Колея на передних колесах составляет 135 -185 см., задних 180 – 210 см.

    Тюнинг

    Одним из главных преимуществ МТЗ-80 перед другими моделями является массовость и унификация устанавливаемых агрегатов, всего на него можно установить более 230 видов навесного оборудования. Используя базовые шасси трактор можно превратить в гидропогрузчик, экскаватор, буровую установку, снегообурочную машину для коммунальных работ, спецтехнику для чистки дорог, пахоты и т. д.

    МТЗ-80 – действительно универсален, и может быть оснащен чистящими и моющими агрегатами для использования в городском хозяйстве, измельчителям пиломатериалов, оборудованием для распашки и обработки полей, таким как мотокоса или сеялка. В интернете есть картинки подобных агрегатов. В зависимости от решаемых задач агрегаты можно заменять на другие, что особенно актуально при смене сезонов.

    Можно модифицировать и отдельные элементы конструкции, например, снабдить двигатель предпусковым устройством.

    Агрегатирование трактора

    Буларус МТЗ 80

    Беларусь 80 выполняет следующие востребованные для механизированной техники операции:

    • пахота, культивация, боронование почвы;
    • внесение удобрений;
    • междурядная обработка;
    • транспортировка грузов;
    • погрузо-разгрузочные работы.

    Такую многофункциональность и универсальность трактору обеспечивает возможность агрегатирования со следующим навесным и прицепным специализированным оборудованием (более 100 моделей):

    • различные типы пропашных плугов;
    • культиваторы навесные;
    • бороны навесные;
    • разнообразные сеялки и копалки;
    • полуприцепы и цистерны;
    • косилки в нескольких исполнениях (дисковые, навесные);
    • обмотчики рулонов;
    • бульдозерные отвалы;
    • уборочные щетки;
    • поливочные агрегаты.

    Одним из востребованных агрегатов так называемой навески для МТЗ 80 является почвообрабатывающая фреза.

    Такая фреза обладает свойствами сразу нескольких приспособлений, а именно плуга, культиватора, дисковой бороны.

    Совместно с МТЗ 80, повышается скорость обработки земельных участков и снижает расход топлива потребляемого на обработку единицы площади.

    Часто серийно сделанные фрезы не учитывают характер земель, на которых приходится работать, и не справляются с задачами.

    Поэтому механизаторам и сельским специалистам приходится руками делать самодельные фрезы для трактора, используя чертежи серийной продукции, а также описания уже выполнивших модернизацию специалистов.

    По аналогичной причине руками приходилось изготавливать и самодельные культиваторы на, при этом внося изменения в крепление заднего гидроцилиндра для навески.

    Фронтальный погрузчик КУН позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивает круглогодичное использование за счет уборки снега, погрузки силоса и сена в зимнее время.

    Серийно выпускаемые КУНы дорогие в цене, а период использования ограничен. Поэтому сельские специалисты часто руками, по серийным чертежам изготавливают самодельные КУНы на МТЗ 80.

    Иногда они универсальны, и предназначенный изначально КУН на МТЗ 80, устанавливается на все трактора агрохозяйства.

    Колесный трактор МТЗ-80: особенности и преимущества

    Колесный трактор МТЗ-80 можно использовать в городских условиях, где он не будет вредить асфальтовому покрытию, для транспортировки грузов между селами или по шоссе, для относительно быстрого перемещения на большие расстояния. Он прост в управлении и отличается маневренностью, благодаря чему идеально подходит для выполнения сложных работ в горах, стройках и частных участках.

    Цена трактора МТЗ-80

    МТЗ-80 имеет ряд плюсов и минусов. Они сказываются на его стоимости. Если сравнивать цены на данную модель и продукты производителей «Катерпиллар» или «Джон Дир», разница получится ощутимой. Трактор благодаря проверенной конструкции отличается повышенной надежной и ремонтопригодностью, запчасти на него легко купить. Комфортность работы и контроль ситуации с учетом отсутствия в штатной комплектации специализированного оснащения не являются сильными качествами МТЗ-80. Мощности трактора точно не хватит на большие площади.
    Тем не менее, популярность модели остается крайне значительной даже сейчас. МТЗ-80 является неким аналогом автомата Калашникова в мире тракторов.

    Стоимость нового трактора составляет 600-900 тысяч рублей в зависимости от кабины оператора оператора (значительная, низкая) и дополнительного оснащения. Поддержанный МТЗ-80 в работоспособном состоянии можно приобрести за 150-300 тысяч рублей.

    Ремонтопригодность

    Ремонт МТЗ 80

    Специалисты и пользователи отмечают, что тракторы семейства «Беларус» отличаются потрясающей ремонтопригодностью. Именно этим во многом объясняется их популярность среди российского потребителя. Ремонт машин, в большинстве случаев, можно произвести на месте. Запасные части и сервисные жидкости отличаются дешевизной и доступностью.

    Неприхотливый мотор доставит минимум неудобств. Основные неисправности связаны с коробкой переключения передач. Для замены деталей или поиска неисправностей можно воспользоваться профессиональными форумами. За многолетнюю историю МТЗ-80 успел раскрыть все свои немногочисленные слабые стороны. Поэтому ремонт техники не вызовет трудностей.

    Применение

    МТЗ 80 в поле

    Изначально сельскохозяйственная модель МТЗ-80 в скором времени приобрела популярность и в других сферах деятельности. Завод выпустил лесопромышленную версию, машину на гусеничном ходу для слабонесущих грунтов и условий трудной проходимости, а также модификации с бульдозерным оборудованием.

    «Беларус» МТЗ-80 успешно применяется в коммунальном хозяйстве и строительстве. Трактор может быть использован для транспортировки и буксировки. Достаточная мощность, высокая производительность и неприхотливость в обслуживании сделали МТЗ-80 поистине универсальным. Техника выпускается по сей день с небольшими дополнениями и доработками.

    МТЗ 80 в поле

    Универсальность, экономичность, стоимость наряду с общей надежностью и ремонтопригодностью стали основой высокой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.

    Особенности эксплуатации тракторов Беларус

    Благодаря повышенной проходимости, образцовым тягово-сцепным характеристикам, высоким агротехническим показателям, трактор МТЗ-80 Беларусь признан универсальной машиной широкого профиля.

    По индивидуальному заказу клиента машина опционно может комплектоваться дополнительными узлами и приспособлениями в заводских условиях: совмещенным прицепным устройством, кондиционером, ходоуменьшителем, дополнительными утяжелителями, приспособлением для сдваивания колес, регулятором задней навески.

    МТЗ-80 в работе

    МТЗ-80 в работе

    Для многих последующих разработок иных брендов трактор МТЗ-80 считается некой базовой моделью. Известные сельхозмашины John Deere и Caterpillar представляют собой усовершенствованные аналоги 80-й модификации. Если сравнивать, сколько может стоить Беларус-80 по сравнению с иностранцами, цена отличается на несколько порядков. Стоимость нового трактора МТЗ-80 порядка 1,2-1,7 млн. руб., а бывший в употреблении экземпляр можно купить за 140-300 тыс. руб.

    Обслуживание

    Потребляет Беларусь-80 дизельное топливо, отличается экономным расходом горючего – ориентировочно 220 г/кВт.ч, что соответствует 5-7 л/ч. Марку дизтоплива необходимо подбирать строго с учетом рекомендаций изготовителя, в зависимости по сезону эксплуатации и с учетом температурных режимов.

    При техническом обслуживании системы охлаждения применяют охлаждающие жидкости ОЖ-40, ОЖ-65 или Тосол А40М, Тосол А65М. Для трансмиссии используют масло класса ТАД-17, для картера дизеля – масло типа М-8ДМ и М-10ДМ.

    Основные неисправности, ремонт

    Завод-изготовитель гарантирует высокий моторесурс трактора – не менее 5000 моточасов, фактически эта величина на 20-30 % больше. Простота конструкции позволяет владельцам производить ремонт трактора МТЗ-80 в полевых условиях без помощи сервиса.

    Возможные неисправности и поломки трактора МТЗ-80 зачастую связаны с неграмотным обслуживанием техники, нарушением требований производителя. Вследствие этого могут возникать проблемы с дизельным двигателем: не заводится, неустойчиво работает, дымит, перегревается.

    Проблемы с силовой передачей проявляются в основном повышенным шумом в конической паре, включением КПП со скрежетом, неполным выключением сцепления. Может не срабатывать автоматика на блокировке дифференциала. Перечисленные неисправности легко устранить самостоятельно, воспользовавшись практическими рекомендациями в инструкции.

    Отзывы о машине

    Большинство владельцев «Беларус 80» и механизаторов, его обслуживающих, отмечают:

    1. Машина универсальна в применении, проста в управлении и ремонте, на запасные части и комплектующие спрос удовлетворяется полностью.
    2. Силовая установка надежна, запуск не сложен, не требует топлива высокого качества, ресурс до капитального ремонта отрабатывает без серьезных поломок.
    3. Многофункциональность определяют более 200 видов прицепных и навесных механизмов.

    Среди недостатков эксперты выделяют:

    1. Недостаточный уровень комфорта и малые размеры кабины базовой модели. Вентиляция естественная через окна, отопитель отсутствует.
    2. Низкие параметры надежности гидросистем рулевого управления и узла навеса. Течи масла, отказы гидронасосов.

    Минские трактора «Беларус 80» с классом тяги 1,4 используются как многофункциональные агрегаты в сфере сельского хозяйства, строительства, промышленности. Простые и надежные машины не требуют высокой квалификации от тракториста и ремонтного персонала. В современных моделях значительно возросла энерговооруженность агрегата, повышен комфорт кабины управления. Цены на изделия разумны, соответствуют характеристикам и качеству тракторов.

    Аналоги

    Иностранные аналоги данной модели выпускают компании «Катерпиллар» или «Джон Дир». Однако они отличаются куда большей стоимостью.
    опять же известны довольно много модификаций МТЗ-80. Среди них модели:

    • МТЗ-80.1 – с большой кабиной оператора и задним приводом;
    • МТЗ-82 (МТЗ-82.1) – полноприводный вариант с малой (большой) кабиной оператора;
    • МТЗ-82.1-23/12 – полноприводная версия с большой кабиной оператора, увеличенными фронтальными колесами и фронтальным мостом балочного типа;
    • МТЗ-82Н – полноприводная модификация с уменьшенным клиренсом (400 мм), сиденьем, отклоняющимся от продольной оси в целях поддержания вертикальной посадки. Данный трактор предназначался для работ на склонах;
    • МТЗ-82Р – использовался при возделывании рисовых полей;
    • МТЗ-82К – полноприводный трактор с гидравлической функцией автоматической стабилизации, бортовыми качающимися редукторами и фронтальным мостом с параллелограммными рычагами. Использовался для работ на крутых склонах;
    • МТЗ-80Х/80ХМ – хлопководческий трактор с одним управляемым колесом;
    • Т-70В/С – модель 2-го тягового класса для возделывания винограда или свеклы (В/С). Отличался маломощным двигателем (70 «лошадей»);
    • МТЗ-80/82В – вариант с реверсивным редуктором;
    • МТЗ-82Т – овощебахчевая версия с увеличенным клиренсом.

    Данные модели можно назвать аналогами начальной модификации МТЗ-80.

    • http://spectehnika-info.ru/traktor-mtz-80/
    • https://ProOgorod.com/selhoztekhnika/traktory/traktor-belarus-mtz-80
    • https://SpecMahina.ru/traktor/mtz-80.html
    • https://vsesaiti.ru/traktory/obzor-traktora-belarus-mtz-80-opisanie
    • https://PrideSaratov.ru/selhoztehnika/mtz-80-tehnicheskie-harakteristiki.html
    • https://mtz-80.ru/drugie-sistemy/massa-traktora-mtz-80-2019
    • https://tractoramtz.ru/traktor/mtz-80-skolko-vesit-traktor-s-bolshoj-kabinoj-rashod-topliva-na-100-km-ves-i-obem-dvigatelya-shirina-i-moshhnost-tehnicheskie-harakteristiki.html
    • https://FermerInform.ru/obzor-traktora-mtz-80/
    • https://MachinSpec.com/selskoxozyajstvennaya/traktor/mtz-80.html
    • https://evacuatornahabino.ru/spetstehnika/ustroistvo-traktora-mtz-80-tekhnicheskie-kharakteristiki-dvigatel-i.html
    • https://TraktorBook.com/traktor-mtz-80/
    • https://spectekhnika.info/traktor-mtz-80/
    • https://TraktoraMira.ru/traktora/kolesnye-traktora/traktor-mtz-80.html

    Обзор универсального трактора МТЗ-80

    трактор МТЗ 80

    Трактора

    Автор Червоненко Александр Викторович На чтение 10 мин Просмотров 5.7к. Опубликовано 2017-09-13 Обновлено 2020-06-06

    В 1974 году Минский тракторный завод приступил к серийному производству универсального колесного трактора под обозначением Беларус 80 МТЗ.

    Конструкция оказалась настолько удачной, что трактор МТЗ 80, пройдя несколько модификаций, выпускается по настоящее время.

    К особенностям модели, которые обеспечили такой продолжительный и массовый период производства относят:

    • переднемоторный вариант компоновки;
    • полурамную конструкцию;
    • качественную схему трансмиссии,
    • устройство гидравлической системы;
    • экономичное потребление топлива;
    • общую надежность.

    В соответствии с высокими технико-экономическими характеристиками трактора, было налажено производство большого количества специализированной техники.

    К наиболее интересным модификациям, по информации заводского каталога, относят:

    • 80.1– вариант с многофункциональной увеличенной кабиной;
    • 82 – полноприводная версия;
    • 80 МК – трактор для ЖКХ;
    • 80 Х – трехколесный вариант с одним передним колесом для хлопковых полей;
    • 80 Л – для сельхозработ в горных условиях;
    • Т 80У – трелевочный вариант для лесной промышленности.

    Технические параметры и основные виды работы

    трактор МТЗ 80

    МТЗ 80 обладает многофункциональностью благодаря следующим техническим параметрам:

    1. Привод – 4х2.
    2. Тяговый класс – 0,6.
    3. Грузоподъемность – 3,20 т.
    4. Двигатель – Д-243:
      1. Тип – дизельный, с непосредственным впрыском.
      2. Охлаждение – жидкостное.
      3. Количество цилиндров – 4.
      4. Объем – 4,75 л.
      5. Мощность – 81,60 л. с,
      6. Расход топлива (норма) – 4,6 л/маш-час,
      7. масса – 0,43 т.
      1. База – 2,37 м.
      2. Полная длина – 4,12 м.
      3. Ширина – 1,97 м.
      4. Высота – 2,78 м.
      1. КПП – механическая, ступенчатая,
      2. количество передних передач – 18,
      3. количество задних передач – 4.
      4. Сцепление – однодисковая муфта.
      5. Скорость движения наибольшая (наименьшая):
      6. Переднего хода – 34,30 (1,90) км в час.
      7. Заднего хода – 9,25 (4,10) км в час.
      1. Наибольшее давление – 20,0 МПа.
      2. Производительность – 45,0 л/м.
      3. Объем – 25,0 л.
      1. Масса – 3,15 т.
      2. Объем баков для горючего – 130,0 л.
      3. Агропросвет – 0,65 м.
      4. Радиус поворота – 3,77 м.
      1. Передний мост – 9,00-20.
      2. Задний мост – 15,5R38.

      Указанные технические характеристики обеспечивают МТЗ 80 возможность применения в различных видах работ.

      Агрегатирование трактора

      Буларус МТЗ 80

      Беларусь 80 выполняет следующие востребованные для механизированной техники операции:

      • пахота, культивация, боронование почвы;
      • внесение удобрений;
      • междурядная обработка;
      • транспортировка грузов;
      • погрузо-разгрузочные работы.

      Такую многофункциональность и универсальность трактору обеспечивает возможность агрегатирования со следующим навесным и прицепным специализированным оборудованием (более 100 моделей):

      • различные типы пропашных плугов;
      • культиваторы навесные;
      • бороны навесные;
      • разнообразные сеялки и копалки;
      • полуприцепы и цистерны;
      • косилки в нескольких исполнениях (дисковые, навесные);
      • обмотчики рулонов;
      • бульдозерные отвалы;
      • уборочные щетки;
      • поливочные агрегаты.

      Одним из востребованных агрегатов так называемой навески для МТЗ 80 является почвообрабатывающая фреза.

      Такая фреза обладает свойствами сразу нескольких приспособлений, а именно плуга, культиватора, дисковой бороны.

      Совместно с МТЗ 80, повышается скорость обработки земельных участков и снижает расход топлива потребляемого на обработку единицы площади.

      Часто серийно сделанные фрезы не учитывают характер земель, на которых приходится работать, и не справляются с задачами.

      Поэтому механизаторам и сельским специалистам приходится руками делать самодельные фрезы для трактора, используя чертежи серийной продукции, а также описания уже выполнивших модернизацию специалистов.

      По аналогичной причине руками приходилось изготавливать и самодельные культиваторы на, при этом внося изменения в крепление заднего гидроцилиндра для навески.

      Фронтальный погрузчик КУН позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы, обеспечивает круглогодичное использование за счет уборки снега, погрузки силоса и сена в зимнее время.

      Серийно выпускаемые КУНы дорогие в цене, а период использования ограничен. Поэтому сельские специалисты часто руками, по серийным чертежам изготавливают самодельные КУНы на МТЗ 80.

      Иногда они универсальны, и предназначенный изначально КУН на МТЗ 80, устанавливается на все трактора агрохозяйства.

      Основные системы и главные агрегаты трактора Беларус 80

      трактор МТЗ 80

      Кабина

      Для того чтобы использовать многофункциональность трактора необходимо создать комфортные условия для механизатора.

      Важную роль в этом составляет конструкция кабины на Беларус 80. На начальном этапе производства МТЗ 80 старого образца комплектовался малой кабиной, которая без изменений досталась по наследству от модели МТЗ 50.

      Особенностью маленькой кабины трактора была простота конструкции, небольшой вес. Это позволяло легко снять кабину в условиях мало оборудованных сельских мастерских и выполнить необходимый ремонт кабины руками.

      Кроме простоты в ремонте такая малая кабина имела гораздо больше недостатков:

      • отсутствие обшивки и как следствие низкая шумоизоляция;
      • недостаточный обзор и освещенность;
      • неудачная схема электропроводки на щитке приборов;
      • сложность ремонта рулевой колонки без полного ее демонтажа.

      Для частичного устранения указанных недостатков механизаторы вносили изменения или как сейчас говорят, проводили тюнинг в устройстве малой кабины МТЗ 80. К такому тюнингу относились следующие действия:

      • монтаж самодельной войлочной обшивки;
      • установка дополнительных светильников;
      • изменение угла наклона рулевой колонки;
      • использование самодельного дворника на заднем стекле и увеличенных боковых зеркал.

      Эти работы по улучшению и тюнингу старой кабины трактора носили локальный характер и не улучшали условия труда для механизаторов.

      Поэтому в середине восьмидесятых годов была разработана и затем запущена в производство модификация Беларус МТЗ 80.1 с большой кабиной. Преимущества новой кабины:

      • высокая герметичность;
      • хорошие теплоизоляционные и шумопоглощающие свойства;
      • увеличенная коррозийная стойкость;
      • широкое круговое остекление;
      • измененное устройство рулевой колонки;
      • возможность ремонта в сельских условиях;
      • регулировка рулевой колонки.

      В настоящее время Беларус 80 производится только с большей по габаритам кабиной.

      Двигатель Беларус 80

      трактор МТЗ 80

      На первых этапах производства трактор комплектовался двигателем Д 240, в дальнейшем основным стал дизель Д 243.

      Отличия состояли в увеличенной мощности 81,60 л. с. (78,0 л. с. — Д 240) и меньшим удельным расходом топлива 226 против 238 г/кВт*ч.

      Для обоих силовых агрегатов присуща надежность, низкая чувствительность к качеству топлива и тяговые свойства, несмотря на то, что сколько допустимо весит трактор МТЗ с грузом.

      Важной операцией по ТО мотора на МТЗ 80 является регулировка клапанов. На дизельных агрегатах Д 240 и Д 243 такую регулировку клапанов выполняют каждые 480 работы для повышения надежности и снижения расхода топлива.

      При этом порядок регулировки клапанов должен соответствовать схеме работы цилиндров дизеля 1-3-4-2, а величина зазоров в клапанах по результатам работы не должна превышать 0,25 мм.

      Для запуска обоих дизелей использовался пусковой двигатель или электростартер. В настоящий период на трактор стандартно выполняется установка системы электрозапуска с применением стартера вместо пускача.

      Пускач или компактный двухтактный пусковой двигатель ПД-10 (используемое топливо – бензин) для МТЗ 80 состоит из двух узлов: одноцилиндрового двигателя и редуктора.

      Несмотря на простое устройство пускача он требовал постоянного обслуживания. К таким операциям относились:

      • выставление зажигания запальной свечи;
      • прочистка и настройка карбюратора для уменьшения расхода топлива при запуске ДВС;
      • очистка фильтра.

      Трактор часто не заводился с пускача с первого раза в зимний период. А также в такое время трудно было завести и сам пускач.

      Поэтому механизаторы часто переделывали пускач на стартер. Такая переделка, позволяющая установить стартер, выполнялась руками в условиях сельских мастерских.

      В системе питания силового агрегата МТЗ 80 применяется ТНВД 4УТНИ с приводом от коленчатого вала. В устройстве ТНВД основными являются следующие элементы:

      • плунжерная пара;
      • кулачковый вал;
      • подкачивающий насос;
      • всережимный регулятор.

      Основой экономичной и нормативной тяговой работой двигателя служит правильно установленное зажигание в ТНВД или как еще называют угол опережения впрыска топлива.

      При правильно выставленном угле топливо в цилиндры дизеля должно поддаваться конкретно в заданный период при окончании такта сжатия. Несвоевременная подача вызывает износ и разрушения в работе узлов мотора.

      В случаях нарушения фазы подачи топлива ТНВД, определить неисправность без применения специальных стендов сложно, а выполнить ремонт и регулировку насоса руками без специнструмента — невозможно.

      Для обеспечения Беларус МТЗ 80 электроэнергией совместно с двигателем применяется генератор трехфазный Г-306 Д.

      Для выработки электрического тока, согласно схеме подключения, генератор соединен со шкивом силового агрегата клиновидным ремнем размером 11х10х1250, где (в мм):

      • 11 – ширина сечения;
      • 10 – высота сечения;
      • 1250 – расчетная длина.

      Генератор трактора МТЗ 80 это сложное электротехническое устройство. Поэтому для надежной и долговременной работы Г-306 Д необходимо выполнять требования по техническому обслуживанию, так как осуществить ремонт руками — трудно. Для проведения ремонтных работ необходимы специальные контрольно-измерительные приборы.

      Ходовая часть Беларус 80

      трактор МТЗ 80

      Ходовая часть имеет устройство в виде тележки. Основными элементами такой схемы служат:

      • задний мост;
      • передний мост;
      • колеса;
      • полурамный остов.

      Передний мост является опорой для передней части и одновременно с рулевым механизмом осуществляет направленное движение трактора. Устройство переднего моста состоит из следующих деталей:

      • балки;
      • валов поворотных цапф;
      • выдвижной трубы;
      • рулевых тяг.
      • полуосей.

      Одним из недостатков при движении трактора с задним приводом является низкая управляемость. Для ее повышения, особенно в прошлом веке, механизаторы применяли следующие изменения:

      • переделывали рулевое управление на дозатор;
      • устанавливали на МТЗ 80 в качестве переднего моста аналогичный мост от ГАЗ 66;
      • адаптировали передний ведущий мост от владимирского трактора Т30А-80.

      При этом установка переднего моста от автомашины и от компактного трактора Т30А совместно с блокировкой заднего моста и изменением регулировок заднего моста улучшали проходимость Беларус 80.

      Для технического обслуживания и ремонта приходилось руководствоваться схемами по ремонту и каталогами указанных транспортных средств.

      Переделка рулевого управления с колонки на дозатор с насосом, кроме повышения управляемости, снижала усилия для работы с рулевым колесом.

      А также установка дозатора или переоборудование рулевого управления трактора под насос-дозатор упрощало обслуживание и продлевало сроки службы рулевого механизма.

      Трансмиссия Беларус 80 МТЗ

      Белорус МТЗ 80

      Механическая трансмиссия трактора МТЗ 80 состоит из следующих агрегатов:

      • муфта сцепления;
      • МКПП;
      • понижающий редуктор (промежутка);
      • задний мост с датчиком автоматической блокировки дифференциала;
      • задний ВОМ.

      Беларус 80 это многофункциональный трактор, который используется на различных операциях. Качественная работа устройств трансмиссии позволяет эффективно выполнять данные операции.

      С этой целью механизаторы руками проводят регулировку сцепления, и регулировку ВОМ.
      Основными элементами сцепления являются корзина сцепления, диск сцепления и муфта.

      Качественная работа сцепления зависит от регулировки лапок корзины и состояния диска.
      Часто правильно отрегулировать сцепление не удается из-за деформации диска. В таких случаях ремонт осуществляется механизатором, за счет замены.

      Регулировка ВОМ является важной операцией, так как устройство обеспечивает работу спецоборудования.

      Такой вал на Беларус 80 обладает как независимой, так и синхронной схемой привода ВОМ. Использование двух вариантов обеспечивает применение зубчато-кулачковой муфты переключения привода ВОМ.

      Применяемый на тракторе понижающий редуктор или промежутка используется при работе с оборудованием, требующим пониженных эксплуатационных скоростей. Согласно используемой схеме это устройство работает только на первой и второй передаче движения.

      Понижающий редуктор, применяемый на Беларус 80 — надежен. Редкие ремонты чаще связаны с поломкой двухвенцовой шестерни.

      Выполнить замену и отрегулировать ее механизатор может самостоятельно, но в связи с тем, что выпущено большое количество модификаций трактора, требуемую шестерню подбирают по каталогу данной сельхозмашины.

      Повысить проходимость позволяет применение в конструкции заднего моста стандартной автоматической блокировки дифференциала.

      Эта система удобна на полевых работах, позволяя избежать пробуксовки колес. Но для преодоления труднопроходимых участков она не подходит.

      Поэтому многие МТЗ 80 переделаны механизаторами руками с автоматической блокировки дифференциала на механику. При этом управление устройством включения блокировки с помощью вала выносится на педаль в кабине.

      Принцип работы состоит в том, что при нажатии на педаль включается блокировка дифференциала и задние колеса начинают работать с одинаковой скоростью вращения, что позволяет преодолеть труднопроходимый участок.

      Но использовать такую работу блокировки можно только на кратковременных режимах. Длительный режим, а это движение более пяти километров, приводит к поломке полуосей и последующему ремонту.

      Для поддержания трансмиссии в работоспособном состоянии, кроме указанных работ по агрегатам, соблюдают полноту и своевременность технического обслуживания (ТО).

      Кроме обслуживания трансмиссии, выполняют ТО двигателя, гидросистемы и электрооборудования.

      Наиболее трудоемким и важным является ТО 3, которое выполняется каждые 960 моточасов работы трактора. Выполнение регламента ТО обеспечивает его надежную и долговременную эксплуатацию.

      Заключение

      Универсальность, экономичность, цена наряду с надежностью и ремонтопригодностью стали основой популярности, сделав трактор МТЗ 80 поистине легендарным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *