Белаз 540 самосвал технические характеристики
Перейти к содержимому

Белаз 540 самосвал технические характеристики

  • автор:

Первый БелАЗ — «540»

BelAZ-540(A) технические характеристики и подробный обзор первого карьерного самосвала «БелАЗа» с его фотографиями.

БелАЗ-540 – первенец завода «БелАЗ», полностью разработанный в стенах собственного заводского конструкторского бюро. Работа над 540-м началась в 1960 году, когда стало очевидно, что устаревшие самосвалы МАЗ-525 и МАЗ-530 уже не удовлетворяют запросам бурно развивающейся горнодобывающей промышленности СССР.

При проектировке БелАЗ-540 советские инженеры использовали целый комплекс новых технических решений, существенно повышавших эффективность самосвала в сравнении с предшественниками и большинством зарубежных аналогов.

Полевые испытания БелАЗ-540 начались уже в 1961 году, а на конвейер эта машина встала в 1965 году (через два года пережив первую модернизацию – получив имя-индекс «540А»).

БелАЗ-540А

В дизайне БелАЗ-540 были впервые заложены узнаваемые черты нетрадиционных пропорций, которые и ныне присущи большинству карьерных самосвалов, выпускаемых под брендом «БелАЗ».

Массивный капот, смещенная в сторону высокопосаженная кабина с наклонным лобовым остеклением, кузов треугольного профиля с большим козырьком – все это классические атрибуты БелАЗов, известные уже более полувека.

В длину БелАЗ-540 достигал 7.25 м, его ширина вписывалась в рамки 3.48 м, а высота упиралась в отметку 3.58 м. Колесная база самосвала составляла 3550 мм, клиренс был равен 475 мм.

При полной загрузке масса самосвала достигала 48 тонн.

Компоновка БелАЗ-540 впервые в истории предусматривала изначальное использование самосвала в самых тяжелых условиях эксплуатации по техническим дорогам карьеров и разрезов, что потребовало от инженеров-разработчиков немалых усилий по интеграции самых передовых на тот момент инноваций в конструкцию шасси. Именно поэтому БелАЗ-540 стал первых советским грузовиком, получившим гидропневматическую подвеску.

Кроме того, при его сборке использовался двухступенчатый винтовой рулевой механизм вместо классического шарикового, устанавливались гидромеханическая трансмиссия и планетарные редукторы новой конструкции в ступицах колес, а рама специальной формы получила сварную коробчатую структуру.

Все это позволило добиться феноменальных значений использования полезной нагрузки: на 1 тонну перевозимого груза приходилось лишь 800 кг собственного веса самосвала, а это на тот момент было одним из лучших мировых результатов.

БелАЗ-540 оснащался 15-кубовым кузовом, а его грузоподъемность достигала 27 тонн – что обеспечивало до 70% прироста производительности в сравнении с МАЗ-525.

  • Первый карьерный большегруз БелАЗ-540 изначально оснащался 12-цилиндровым дизельным силовым агрегатом Д-12А, рабочий объем которого составлял жуткие 38,88 литра. Этот мотор, созданный на базе танкового движка В-2, выдавал до 375 л.с. мощности, но поглощал до 125 литров топлива на 100 км.
  • В 1967 году его заменили на более современный дизель ЯМЗ-240, в активе которого также было 12 цилиндров, но уже с совокупным рабочим объемом 22,3 литра. Этот двигатель выдавал не более 360 л.с. мощности, но был куда экономичнее – 100 литров расхода на 100 км пути.

Тяга от мотора передавалась через трехрежимную гидромеханическую КПП и повышающий редуктор — на задний мост.

БелАЗ-540 мог разгоняться до 55 км/час.

Для обеспечения плавности движения и сохранения управляемости при езде по неровным технологическим дорогам БелАЗ-540 комплектовался передней и задней гидропневматическими подвесками с упругим пневмоузлом поршневого типа, плунжерным насосом и гидропневмоамортизаторами.

Рулевое управление дополнялось усилителем, объединенным с гидравлическим контуром механизма подъема грузовой платформы.

Тормозная система самосвала БелАЗ-540 пневматическая, с барабанными механизмами на всех колесах.

БЕЛАЗ-540

БЕЛАЗ-540

Карьерный самосвал БелАЗ-540 выпускался Белорусским автомобильным заводом с 1965 по 1972 год, в качестве замены самосвалу БелАЗ-525. Первый опытный экземпляр был построен в сентябре 1961 года, в октябре начались его испытания.

В конструкцию этого автомобиля было заложено много новых технических решений для отечественного машиностроения, обеспечивших впоследствии высокоэффективную работу самосвала в условиях карьеров. Это впервые примененная пневмогидравлическая подвеска, обеспечивавшая высокую плавность хода как в груженом, так и в порожнем состоянии, гидромеханическая передача, которая также впервые в практике нашего машиностроения была использована для серийно выпускаемых машин, оригинальная компоновка: расположение кабины рядом с двигателем позволило получить минимальную базу и минимальные габаритные размеры и тем самым повысить маневренность машины, увеличить ее устойчивость, платформа ковшового типа позволила понизить центр тяжести и также повысить устойчивость автомобиля.

В 1965 году на международной выставке в Лейпциге, и в 1966 году на выставке в Пловдиве БелАЗ-540 был награжден золотой медалью.

Кузов цельнометаллический с разгрузкой назад

Кабина одноместная, цельнометаллическая

Колёсная формула 4х2, ведущие колёса задние

Грузоподъёмность 27000 кг.

Объём кузова 15,3 м³

Высота по козырьку кузова 3415 мм.

Колея спереди/сзади 2800/2400 мм.

Угол подъёма кузова 55º

Снаряженная масса 21000 кг.

на переднюю ось 10145 кг.

на заднюю ось 10855 кг.

Полная масса 48000 кг.

на переднюю ось 15590 кг.

на заднюю ось 32410 мм.

под передней осью 590 мм.

под задней осью 475 мм.

Радиус поворота 8,3 м.

Контрольный расход топлива при скорости 30-40 км/час 125 л/100 км

Максимальная скорость 55 км/час

Двигатель Д-12А-375: дизельный, 4-тактный, V-образный

Число цилиндров 12

Рабочий объём 38,8 л.

Диаметр цилиндра 150 мм.

для левого ряда цилиндров 180 мм.

для правого ряда цилиндров 186,7 мм.

Степень сжатия 14-15

Порядок работы цилиндров 1л-6п-5л-2п-3л-4п-6л-1п-2л-5п-4л-3п

Максимальная мощность 375 л.с. при 1650 об/мин

Максимальный крутящий момент 134 кгс*м при 1400-1500 об/мин

Электрооборудование 24 В

Аккумуляторная батарея 6СТ-128 4 шт.

Стартер СТ-721, 15 л.с.

Коробка передач 3-ступенчатая, гидромеханическая

коробки передач I-2,60; II-1,43; III-0,70; з.х.-1,6

главной передачи 16,15 (коническая пара — 3,166; планетарная передача — 5,1)

Размер шин 18,00-25

Рабочие тормоза барабанные, на все колёса с пневматическим приводом

Ручной тормоз барабанный, на трансмиссию с механическим приводом

Рулевой механизм: винт с гайкой, с гидроусилителем, передаточное число 40,4

Передняя и задняя подвески пневмогидравлическая

Белаз 540 самосвал технические характеристики

Что можно сделать, если проблема повторяется

— Запустить проверку антивирусом.

Не сработает — напишите поддержке. Обязательно укажите свой город, провайдера и IP.

Что не так с IP

С него идёт очень много запросов — как если бы вы разом открывали десятки вкладок или слишком часто обновляли страницу.

Обычно такое бывает, когда одним IP пользуются несколько человек. Например, если ваш провайдер объединяет абонентов в подсети, вы открываете сайт с рабочего компьютера или пользуетесь VPN. Также причина может быть в расширениях браузера и вирусах.

БЕЛАЗ-540А

БЕЛАЗ-540А

Карьерный самосвал БелАЗ-540А выпускался Белорусским автомобильным заводом с 1967 по 1985 годы. От БелАЗ-540 отличался новым двигателем ЯМЗ-240. Самосвалы моделей 540 предназначались для работы с экскаваторами ЭКГ-4,6Б, а позднее и с ЭКГ-5А. БелАЗ-540А первый из автомобилей был удостоен почетного в те времена Знака качества. Автомобиль получился очень удачным и, по заверениям представителей Caterpillar, стал конкурентно трудным и для их продукции.

БелАЗ-7510 — отличается увеличенным объёмом кузова (19 м³), предназначен для перевозки угля.

БелАЗ-540С — вариант в северном исполнении.

БелАЗ-540Т — вариант в тропическом исполнении.

БелАЗ-540А16 — вариант с 5-ступенчатой гидромеханической трансмиссией.

Кузов цельнометаллический, ковшового типа с разгрузкой назад

Грузоподъёмность 27000 кг.

Снаряженная масса 21000 кг.

на переднюю ось 10200 кг.

на заднюю ось 10800 кг.

Полная масса 48175 кг.

на переднюю ось 16675 кг.

на заднюю ось 32400 кг.

Объём кузова 15 м³

Колея спереди/сзади 2800/2400 мм.

Дорожный просвет 475 мм.

Радиус поворота 8,7 м.

Максимальная скорость 55 км/час

Тормозной путь со скорости 40 км/час 22 м.

Контрольный расход топлива при 35-40 км/час 100 л/100 км

Двигатель ЯМЗ-240: дизельный, V-образный, 12-цилиндровый, 4-тактный

Максимальная мощность 360 л.с. (264,8 кВт) при 2100 об/мин

Максимальный крутящий момент 130 кгс*м (1275 Н*м) при 1500 об/мин

Рабочий объём 22,2 л.

Электрооборудование 24 В

Коробка передач 3-ступенчатая с гидротрансформатором

Главная передача одинарная, коническая со спиральными зубьями

Колёсная передача планетарная

коробки передач: 2,46; 1,43; 0,70; з.х.-1,60

главной передачи 3,166

колёсной передачи 5,1

Рулевой механизм: гайка-винт и сектор-рейка, с гидравтическим усилителем, передаточное число 40,4

Передняя и задняя подвески пневмогидравлические

Рабочий тормоз барабанный с раздельным пневматическим приводом

Стояночный тормоз на трансмиссию, ленточный с механическим приводом

Вспомогательный тормоз — гидродинамический тормоз-замедлитель

Подъёмный механизм платформы гидравлический, 2-цилиндровый

Угол подъёма платформы 55º

Топливный бак 400 л.

БЕЛАЗ-540С

БЕЛАЗ-540С

С 1973 года на базе автомобиля БелАЗ-540А выпускался самосвал БелАЗ-540С предназначенный для эксплуатации в районах Крайнего Севера.

БелАЗ-540С отличался утеплённой кабиной с двойными стёклами, ветровое стекло имело электрообогрев.

Для облегчения пуска двигателя в зимний период автомобиль оборудовлся предпусковым подогревателем ПЖД-600, работающем на дизельном топливе. Также был предусмотрен пуск двигателя от внешнего источника постоянного тока через специальный штепсельный разъём размещённый на автомобиле. Этот разъём позволял подзаряжать аккумуляторные батареи, не снимая их с автомобиля. Кроме того можно было применять специальное приспособление, при помощи которого во впускные трубопроводы двигателя впрыскивали пусковую жидкость «Холод».

Нормальные температурные режимы работы в системе охлаждения и гидромеханической передаче поддерживали электромагнитные муфты, которые включали и выключали их вентиляторы в зависимости от температуры окружающего воздуха. Управлял муфтами водитель.

В нижней части моторного отсека устанавливались специальные щиты, предохранявшие двигатель от обдува холодным воздухом, а сам отсек утеплялся чехлом из войлока, обшитого с обеих сторон синтетическим материалом. В чехле были предусмотрены две заслонки, открывая которые водитель предохранял двигатель и гидромеханическую передачу от перегрева.

Правый топливный бак оборудовался подогревателем отработанными газами. Кожух под баком соединялся с правой выпускной трубой двигателя входным и выходным патрубками. Нагрев бака регулировался заслонкой. С окончанием холодов подогреватель отключали.

Для предотвращения образования ледяных пробок в тормозном приводе, был предусмотрен влагомаслоотделитель.

Шины и резино-технические детали изготавливались из морозоустойчивых материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *