Краны на специальном шасси автомобильного типа
Перейти к содержимому

Краны на специальном шасси автомобильного типа

  • автор:

Краны на специальном шасси автомобильного типа и навесные к тягачам Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Белявский Ю. В., Стукаленко М. И., Леонова А. В.

Особенности применения монтажных механизмов в стесненных условиях реконструкции зданий и сооружений
Грузоподъемные машины фирмы «Либхерр»
Экспериментальные исследования рабочего процесса стрелового гидравлического автокрана

Математическое моделирование нагрузок автокрана и возможность расширения его характеристик грузоподъемности

Организация строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве автомобильными кранами

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There IS information about home-made and foreign-made mashines used for special erection works. Their basic technical characteristics are presented, the recommendations on the choice of individual machines and tools of technological equipment are obtained.

Текст научной работы на тему «Краны на специальном шасси автомобильного типа и навесные к тягачам»

КРАНЫ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА И НАВЕСНЫЕ К ТЯГАЧАМ

Ю.В. Белявский, доцент, к.т.н., М.И. Стукаленко, доцент, к. т.н., А.В. Леонова, ассистент,

Одесская государственная академия строительства и архитектуры

Аннотация. Содержатся сведения об отечественных и зарубежных машинах, используемых на специальных строительно-монтажных работах. Приведены их основные технические характеристики, даны рекомендации по выбору отдельных машин и средств технологического оснащения.

Ключевые слова: краны, специальное шасси автомобильного типа, навесные краны, тягачи.

Данный вид кранов является новым поколением, сменяющим вид пневмоколесных кранов. Краны этого вида являются наиболее совершенными как по конструктивному решению, так и по параметрам технических характеристик в сравнении с другими стреловыми кранами. Краны на специальном шасси автомобильного типа монтируются на видоизмененных шасси автомобилей за счет увеличения количества осей и повышения их полезной нагрузки, что позволяет устанавливать на них крановое оборудование всей гаммы грузоподъемности. Благодаря использованию шасси автомобильного типа эти краны получили возможность передвижения по дорогам общего пользования, вписываясь в дорожные габариты и скорости движения, принятые для грузовых автомобилей [1]. В конце 80-х годов Одесский крановый завод выпускал краны на специальном шасси автомобильного типа грузоподъемностью 63, 80, 100 и 250 т и совместно с немецкой фирмой “Либхер” осваивал краны серии ЛТМ и ЛТЛ грузоподъемностью 40-50 т на шасси типа “Краб” (четырехосном, с поворотом колес в обе стороны на всех осях) [2].

Выбор параметров кранов на специальном шасси автомобильного типа аналогичен приведенному для других кранов, а конструктивных решений в зависимости от необходимости оборудования крана удлинителем стрелы, вида стрелы (телескопической или решетчатой), нагрузки крана на оси при его перебазировании на объект по дорогам общего пользования, времени нахождения крана на объекте. Как правило, такие краны используются по единому графику, в котором предусматриваются объекты, виды и время работы, очередность перебазирования крана с объекта на

объект и время в пути. Используется этот вид кранов и при необходимости замены вышедшего из строя другого менее мобильного крана на время его ремонта [3].

В перспективе этот вид кранов заменит пневмо-колесные и гусеничные краны и потеснит тяжелые башенные краны на строительстве в металлургии, химической и горнодобывающей промышленности, так как они располагают лучшими грузовысотными параметрами и высокой мобильностью [2].

К кранам на специальном шасси автомобильного типа приближается вид кранов на прицепах, навешиваемых на серийно выпускаемые промышленностью тягачи тракторного и автомобильного типов. Такие краны выпускаются организациями монтажных и специальных строительных работ, в частности Туапсинским машиностроительным заводом, Куйбышевским ремонтно-механическим заводом, в том числе совместно с японской фирмой “Тадано”. Навесные стреловые краны типа МКП и МКТ-40 и МКТ-100 изготавливаются на базе одноосного прицепа МАЗ-529Е и МоАЗ-546П грузоподъемностью 40 т и 100 т с установкой стрелы и механизмов крана на специальном прицепе. По этому же принципу, но на базе трактора К-701 и МоАЗ-546П изготавливаются краны типа МКТТ-63 и МКТТ-100 грузоподъемностью 63 и 100 т с установками фирмы “Тадано”, а на автомобильном тягаче МАЗ-537Т — МКТ-250 грузоподъемностью 250 т. Этот вид кранов по мобильности уступает кранам на специальном шасси автомобильного типа, но превосходит гусеничные и пневмоколесные. Выбор рабочих параметров аналогичен выбору других стреловых

кранов, а технических решений — кранам на специальном шасси автомобильного типа и навесных приводится в приложении [4].

Приложение 1 Краны на специальном шасси автомобильного типа

1.1.Назначение: монтаж строительных конструкций и оборудования.

1.2.Главный параметр: максимальная грузоподъемность на основной стреле, т.

1.3.Размерный ряд: 25, 40, 55, 80, 125, 250 т.

1.4. Дополнительное оборудование: удлинитель стрелы, гуськи, вспомогательный подъем*.

1.5. База: специальное шасси автомобильного

типа — 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9-осные с нагрузкой на ось не более 12 т и выносными опорами.

1.6. Силовой привод: дизельный, раздельно для крана и его шасси.

1.7. Глубина опускания крюка при работе с грузом 50 % грузоподъемности: не менее 3 м.

1.8. Вид стрелы: телескопическая, 3, 4, 5-секционная, сварная, коробчатая.

1.9. Привод механизмов крана: многодвигательный, гидравлический.

1.10. Удельная металлоемкость на единицу главного параметра: не более 1,1 — 2 т/т.

1.11. Удельная энергоемкость на единицу главного параметра: не более 6,5 — 1,5 кВт/т.

1.12. Режим работы: с выносными опорами и без них, передвижение с грузом не менее 50 % г.п.

Таблица 1 Скорости

Ед. Размерный ряд

изм. 25 40 55 80 125 250**

главного подъема м/с 0-1,5 0-1,6 0-1,8 0-2,5 0-2 0-1

вспомогательного подъема м/с — 0-1,2 0-1,2 0-1,2 0-2,1 0-0,4

изменения вылета крюка с 30 35 46 35 65 180

выдвижения телескопической стрелы м/с 0,4 0,3 0,2 0,2 0-1,3 —

частота вращения крана мин-1 0-2,5 0-2,4 0-2,3 0-2,3 0-2 0-1

транспортная по твердым дорогам км/ч 70 70 70 70 70 65

• то же по бездорожью км/ч 35 40 40 35 40 20

• то же рабочая км/ч с грузом не более 3, без груза не более 10

Таблица 2 Основные технические данные

Раз- мер ный ряд Длина, (1) м Грузоподъемность, т Вылет крюка, (Ь) \

Ст] релы Гуська (А ) На стреле С гуськом Со ст релой С гуськом (¿1)

мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс мин. макс.

25 8 26 8 13 2 25 1,2 3,5 3 23 8 28

40 10 32 8 13 1,4 40 1,2 3,5 3 28 9 32

55 11 35 11 11 1,1 55 1,2 3,7 2,5 32 11 36

80 12,5 40 10 16 2 80 10 16 3 36 12 42

125 13,5 43 12 20 3 125 12 20 3 40 16 50

250 20,0 90 10 66 4 250 6,4 100 6 70 18 74

Продолжение таблицы 2

Высота (Н) подъёма крюка, м Колея м, Габарит заднего поворота (Я) м Координаты оси крепления стрелы, м Ширина стрелы, м

На стреле С гуськом

мин. макс. мин. макс. X У

2 27 34 42 2,0 2,9 1,4 3,0 0,5

2 30 24 44 2,0 3 2 3,2 0,6

2 36 26 46 2,0 3,4 2,3 3,3 0,7

12 42 24 52 2,2 4 2,1 3,5 0,7

15 40 35 65 2,4 4,5 2,6 3,0 1,0

24 92 40 165 2,4 7,5 1,6 3,0 1,0

* Краны грузоподъемностью 80 и более тонн имеют сменное башенно-стреловое оборудование

** С решетчатой стрелой

Рис. 1. Краны на специальном шасси автомобильного типа

Приложение 2 Краны короткобазовые и на шасси типа “краб”

2.1.Назначение: монтаж строительных конструкций и оборудования в стесненных условиях.

2.2.Главный параметр: максимальная грузоподъемность на основной стреле, т.

2.3. Размерный ряд: 16, 25 — короткобазовое шасси, 40, 50, 7 — шасси типа “краб”, 4-осное с поворотными всеми односкатными колесами и движением в стороны без изменения положения крана, соответственно на схеме а и б.

2.4.Дополнительное оборудование: удлинители, устанавливаемые жестко в продолжении стрелы

или под углом к ее оси на 15 и 30 градусов, складывающиеся при транспортировке крана.

2.5.Привод: дизель-гидравлический, многодвигательный.

2.6. Глубина опускания крюка при работе с грузом 50 % грузоподъемности: не менее 3 м.

2.7. Вид стрелы: телескопическая, 2, 3, 4-секционная, коробчатая.

2.8. Режим работы: на выносных опорах и без них с передвижением с грузом не менее 50 % максимальной грузоподъемности.

2.9. Удельная металлоемкость 1,2 — 0,8 т/тг.п.*

2.10. Удельная энергоемкость 6,8 — 2,4 кВт/т г.п.*

2.11. Давление колеса на грунт: не более 20 т.

Таблица 3 Скорости

Ед. изм. Размерный ряд, т

главного подъема м/с бесступенчато 0 — 2,5

то же вспомогательного м/с то же 0 — 2

то же изменения вылета крюка с 30 — 45

то же выдвижения телескопической стрелы м/с 0,4 — 0,2

частота вращения крана мин-1 0 — 2,5

скорость передвижения крана рабочая м/ч 10

транспортная м/ч 40

Таблица 4 Основные технические данные

Раз- мер- ный ряд Длина, (/) м Г рузоподъемность, т Вылет крюка (Ь), \

Стрела Удлинителя На стреле На удлинителе На стреле С удлинителем

мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс. мин. макс.

16 7,5 18 7 7 5,5 16 1,7 2,7 3 6 4 8

25 9 27 7 12 1,7 25 1,5 3 3 16 10 26

40 10 32 8 13 1,4 40 1,1 2 3 28 15 34

50 11 35 10 16 1,4 50 1,2 2 3 30 18 36

70 11,5 38 10 16 1,4 70 1,2 2 3 34 18 38

Продолжение таблицы 4

Высота подъёма крюка (Н), м Колея, 1 Габарит заднего поворота (Я), м Координаты оси крепления стрелы, 1 Ширина стрелы, 1

На стреле На удлинителе

мин. макс. мин. макс. Х У

1,7 18 20 25 2,1 3 1,4 3 0,5

1,1 25 26 32 2,1 3 1,5 3 0,5

2 38 34 40 2,2 3,1 1,6 3,2 0,6

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 40 36 48 2,3 3,25 2,1 3,3 0,7

3 42 36 52 2,3 3,25 2,1 3,3 0,7

* Приведены максимальные значения для крана малой грузоподъемности — первый показатель и для большей грузоподъемности — второй, остальные значения должны находиться в пределах между ними

1. Атаеев С.С., Луцкий С.Я., Бондарик В.А. и др.

Технология, механизация и автоматизация строительства // Под ред. С. С. Атаева, С.Я. Луцкого. — М.: Высшая школа, 1990. — 592 с.

2. Трофимов А.П., Холодов И.Я. Специальные

транспортные машины в сроительстве. — 2-е изд. Перераб. и доп. — К.: Буд1вельник, 1983. — 152 с.

3. Машини для будiвельно-монтажних робгг.

Довщник / М. С Болотських, I.A. £мель-

янова, О.Г. Савченко та ш.; шд ред. М.С. Болотських. — К.: Вища школа, 1993. — 314 с.

4. Белявский Ю.В. Технология и механизация специальных строительных и монтажных работ. Справочник. — К.: Укрспецмон-

тажпроект, 1999. — 204 с.

Рецензент: Л.В. Назаров, профессор, д.т.н.,

Статья поступила в редакцию 9 февраля 2005 г.

Автокраны на специальных шасси автомобильного типа

Автомобильные краны, которые наша компания предоставляет в аренду в Питере – это универсальная, маневренная и удобная спецтехника для выполнения самых разнообразных работ. Различают самоходные краны с определенными конструктивными особенностями, предназначенные для определенного круга задач.

Так, краны на пневмоколесных шасси крепятся на особой сварной раме, к которой жестко крепится колесная подвеска. Кабина и двигатель таких самоходных поворотных стреловых кранов размещаются на поворотной платформе.
Существуют также автомобильные и короткобазные краны.
Но сейчас мы исследуем автокраны на специальных шасси, при помощи которых можно преодолеть ограничения обычных автомобильных кранов.
Дело в том, что грузоподъемность автокранов, при всех их прочих преимуществах, довольно ограничена. Также в их конструкции необходимо наличие специальной обвязочной платформы, снабженной выдвижными опорами: это ощутимо утяжеляет машину.
При этом все основные характеристики автокрана зависят в наибольшей степени именно от конструкции шасси. Соответственно, улучшение параметров шасси позволяет создавать более широко применимую спецтехнику. Краны со спесшасси сохраняют главное преимущество автокрана – мобильность. Однако их грузовысотные характеристики намного лучше.

Краны на специальном шасси: особенности

Главная черта крана на спецшасси – то, что машина не является просто «сплавом» автомобильной основы и крана. В них крановая установка проектируется совместно с шасси, при этом все особенности работы крана учитываются заранее. Благодаря тому, что рама шасси производится вместе с поворотной платформой – она обладает низким центром тяжести, а у выносных опор общий двигатель с шасси. При разработке таких кранов оптимальным образом размещаются все их элементы: кабина, шины, двигатель, рулевое управление и так далее. Такая свобода позволяет проектировщикам снижать нагрузку на ось, повышать устойчивость машины и увеличивать ее грузоподъемность, при этом обеспечивая должную скорость выполнения всех операций и хорошую проходимость.

Краны на специальных авто-шасси могут иметь от 2 до 9 осей с гидропневматической подвеской, позволяющей регулировать дорожный просвет. При этом ведущими могут быть несколько осей, и все, кроме средних, могут быть управляемыми.

Грузоподъемность таких автокранов может варьироваться от 25 до 1200 тонн. В сочетании со скоростью до 80 км/ч это делает данный вид спецтехники очень удачным вариантом для аренды.

Подобные автокраны широко используются для операций, связанных с высотным строительством (с их помощью легко решаются задачи от подъема кондиционера до монтажа – до доставки на высоту стройматериалов), погрузкой-разгрузкой и монтажом крупногабаритных, тяжелых конструкций. Краны на спецшасси выпускают многие отечественные и заграничные компании, в том числе «Ивановец».

Обзор продукции ивановского завода

В мировом производстве мобильных кранов с решающим перевесом преобладают краны на специальных шасси автомобильного типа. Ряд фирм, в том числе Liebherr, не прекращают выпуск автокранов, но объемы выпуска их незначительны, автокраны перешли в категорию нишевого продукта. У нас развитие производства кранов на спецшасси прекратилось с распадом СССР и было возобновлено только в новом тысячелетии ивановским заводом «Автокран».

Достоинства специального шасси

Специальное шасси автомобильного типа позволяет преодолеть ограничения, накладываемые автомобильным шасси. Автошасси универсально, а как известно, специальный инструмент по функциональности всегда превосходит универсальный. Автомобильное шасси прежде всего ограничивает грузоподъемность всей установки. Максимальная грузоподъемность, которая достигнута итальянской фирмой ТСМ, – 200 т. В отечественном краностроении самый большой автокран – КС-65721 «Галичанин» г/п 60 т на шасси Volvo FM 400 8х4, он пока находится на стадии доводки и не запущен в серию. Максимальная грузоподъемность серийных автокранов – 50 т. Грузоподъемность же кранов на спецшасси практически не ограничена. Серийное производство ведущих западных краностроителей включает краны г/п до 800 т, а рекордсмен – кран Liebherr LTM 11200-9.1 г/п 1200 т со 100-метровой стрелой на 9-осном шасси.

Кабина крановщика ивановского 100-тонника

Кабина крановщика ивановского 100-тонника

Органы управления кабины крановщика

Органы управления кабины крановщика

КС-6973Б г/п 50 т на шасси БАЗ-6909.8

КС-6973Б г/п 50 т на шасси БАЗ-6909.8

В отличие от серийного автомобильного в конструкции специального шасси учтены специфические особенности крана. Конструктор имеет возможность компоновать машину с оптимальной развесовкой по осям, с меньшей массой и габаритными размерами и низким центром тяжести, решив тем самым проблему устойчивости крана, с которой сталкиваются при создании автомобильного крана, особенно на вездеходном шасси. Жесткая пространственная конструкция интегрированной опорно-ходовой рамы шасси объединяет функции ходовой лонжеронной рамы автомобиля и накладной опорной рамы крана, она легче и надежнее. Для шасси специально выбирают двигатель, трансмиссию, подвеску, шины, рулевое управление, тормозные системы, кабину.

У многоосных спецшасси несколько ведущих осей, это обеспечивает необходимое тяговое усилие и проходимость машины. По заказу выполняют привод всех осей. При этом на шоссе работают только задние мосты, остальные включаются в плохих дорожных условиях. Все оси спецшасси могут быть управляемыми. Задние колеса могут управляться независимо от передних, что позволяет поворачивать машину по минимальному радиусу и даже двигаться боком – диагональным ходом. При движении по шоссе по достижении определенной скорости механически блокируется управление задними колесами. Блокируемые межколесные и межосевые дифференциалы, рациональное распределение нагрузок на мосты спецшасси в сочетании с большими углами въезда и съезда обеспечивают высокую проходимость крана.

КС-8973 г/п 100 т на шасси КШ-8973

КС-8973 г/п 100 т на шасси КШ-8973

КС-8973 г/п 100 т на шасси КШ-8973

Шасси и крановую установку проектируют одновременно как единое целое, это позволяет в полной мере удовлетворить требования к массе крана и нагрузкам на ось, характеристикам двигателей, тяговому усилию и скоростям движения, показателям проходимости, нагрузочным режимам шасси, передвижению крана с грузом на крюке, работе на опорах и без них, грузовысотным характеристикам, скорости рабочих операций, габаритным размерам. В отличие от специального шасси компоновка крана на автомобильном шасси сводится исключительно к непринципиальным изменениям в размещении отдельных элементов (АКБ, топливный бак, выхлопная труба и т. п.) и монтажу накладной опорной рамы крана на лонжеронную раму шасси. При этом компоновка крана не оптимальна, а характеристики крана в целом в значительной мере зависят от конструкции автомобильного шасси. Например, для выполнения условий устойчивости и управляемости крана в транспортном режиме требуется как можно ниже расположить центр масс стрелы, однако на автомобильном шасси этому мешают, во-первых, рама крановой установки и, во-вторых, крыша кабины, ниже которой стрелу опустить нельзя. На спецшасси можно сместить двигатель назад, за кабину, и изменить переднюю часть опорно-ходовой рамы так, чтобы можно было опустить кабину ниже или установить другую, более низкую.

Подъем в кабину шасси 100-тонного крана удобнее, чем в обычный КамАЗ

Подъем в кабину шасси 100-тонного крана удобнее, чем в обычный КамАЗ

Как сказано выше, работа над спецшасси должна вестись параллельно с работой над крановой установкой. Проблемы, с которыми при этом сталкиваются конструкторы, могут быть вызваны недостаточной теоретической подготовкой и отсутствием опыта у автомобилестроителей в крановой тематике, а у краностроителей – в автомобильной. Принципиальных различий в конструкции крановых установок для специального и для автомобильного шасси нет, тогда как компоновочные, технические и эргономические различия могут быть существенными.

Ивановские краны на спецшасси

В настоящее время спецшасси для кранов «Ивановец» поставляет Брянский автомобильный завод (прежнее название Брянский завод колесных тягачей). Первенец сотрудничества заводов «Автокран» и БАЗ – кран КС-6973Б г/п 50 т на армейском крановом шасси двойного назначения БАЗ-6909.8 (8х8), запущенный в производство в 2002 г. Шасси БАЗ-6909 принадлежит к знаменитому, стоящему на вооружении Российской Армии семейству «Вощина». У него привод на все четыре оси, односкатная ошиновка, независимая торсионная подвеска, высокий дорожный просвет, блокировка дифференциалов, широкопрофильные шины с регулируемым давлением. Шасси и механизмы крановой установки приводятся двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 294 кВт. У крана круговая рабочая зона. Крановая установка оснащена 4-секционной стрелой гексагонального профиля длиной 30 м и 15-метровым двухсекционным удлинителем. Кран способен поднимать груз на высоту до 45,4 м и обеспечивать его перемещение на вылете до 26 м. Характеристики крановой установки для армии отличаются от приведенных. Всего «Автокран» выпустил более 40 ед. кранов серии КС-6973 для армии и гражданского строительства и получил большой заказ на этот год.

КС-6973Б г/п 50 т на испытаниях

КС-6973Б г/п 50 т на испытаниях

Следующим стал 100-тонный кран КС-8973 на брянском спецшасси КШ-8973. Первый 100-тонник представили в 2004 г., а всего выпустили 8 кранов этой модели. На 5-осном шасси применена гидропневматическая подвеска, позволяющая регулировать дорожный просвет. Все пять осей с односкатной ошиновкой. Управляемых осей четыре – первая, вторая, четвертая и пятая, что позволяет маневрировать на узкой площадке, используя согласованный поворот передних и задних колес либо диагональный ход, при этом средний, третий мост поднимается и не мешает движению. При движении по шоссе приводятся вторая, четвертая и пятая оси (привод первой оси отключен), управляются первая и вторая. В сложных дорожных условиях включается привод первой оси. Шасси комплектуют дизелем ЯМЗ 8424.10-08 мощностью 345,5 кВт с турбонаддувом и автоматической коробкой передач. Стрела овоидного профиля 4-секционная длиной 13,0. 41,4 м. Гидросистема крановой установки приводится автономным двигателем Deutz мощностью 138 кВт.

В феврале 2007 г. «Автокран» выпустил первый 25-тонник КС-54711 на 3-осном шасси БАЗ-8029 (6х4) с двускатной ошиновкой колес задней тележки и интегрированной опорно-ходовой рамой. Шасси оснащено двигателем КамАЗ-740 в 165 кВт и «камазовской» кабиной. Крановую установку оснастили новой 3-секционной стрелой длиной 9. 21 м, выполненной из гнутого профиля из стали Weldox 700. В дальнейшем кран КС-54711 сменила модель КС-54711-1 с модернизированной крановой установкой.

КС-54711Б с «камазовской» кабиной

КС-54711Б с «камазовской» кабиной

КС-54711Б с «восточной» кабиной

КС-54711Б с «восточной» кабиной

КС-54711Б «Ивановец» г/п 25 т на шасси БАЗ-8031 на «СТТ-2008» с «брянской» кабиной

КС-54711Б «Ивановец» г/п 25 т на шасси БАЗ-8031 на «СТТ-2008» с «брянской» кабиной

Тема 25-тонников получила развитие в модели КС-54712 на шасси БАЗ-80311 (6х4) и КС-54711Б на шасси БАЗ-8031 (6х4). На выставке «СТТ-2008» с краном КС-54712 завод представил новую концепцию дизайна. Кран отличался кабинами – шасси получило просторную кабину «восточного» происхождения, крановая установку – унифицированную кабину собственной разработки и производства. И это не единственные новации. Шасси построено на импортной агрегатной базе, включая двигатель Cummins мощностью 210 кВт, усиленные мосты с блокируемыми межколесными и меж­осевыми дифференциалами, новую конструкцию опор. Агрегаты также «восточного» происхождения. Крановая установка оснащена 4-секционной стрелой многогранного профиля длиной 9,9. 30,1 м. Благодаря новой стреле и оригинальному опорному контуру кран предложил уникальные грузовысотные характеристики, которые на средних и дальних вылетах близки к показателям 32-тонных кранов. Рабочая зона крана 360°. Применена электрогидравлическая система управления, позволяющая совмещать все крановые операции и работать в широком диапазоне скоростей с высокой точностью их регулирования, что значительно повышает монтажные возможности крана.

КС-6478 «Ивановец» г/п 50 т на шасси БАЗ-80291

КС-6478 «Ивановец» г/п 50 т на шасси БАЗ-80291

Кран КС-54711Б на «СТТ-2008» был представлен с собственной «брянской» кабиной. Испытания кран проходил с «камазовской» кабиной, а на второй презентации в феврале 2009 г. его показали уже с «восточной» кабиной. От КС-54712 его отличает главным образом 3-секционная стрела гексагонального профиля длиной 9. 21 м.

КС-54713 г/п 40 т на шасси БАЗ-80311

КС-54713 г/п 40 т на шасси БАЗ-80311

Всего с 2007 г. «Автокран» выпустил 650 кранов серии КС-54711 на крановых брянских шасси и планирует увеличить их долю в производственной программе 2010 г.

С лета 2006 г. производство 32- и 50-тонных кранов под маркой «Ивановец» осуществляется по лицензионному соглашению в Камышине на заводе «Газпром-кран». В 2007-м «Газпром-кран» освоил производство 50-тонника КС-6478 на шасси БАЗ-80291 (8х4х4) и к сегодняшнему дню выпустил их более 40 ед. Шасси с интегрированной опорно-ходовой рамой оснащено поворотно-выдвижными передними опорами и выдвижными задними, обеспечивающими опорный контур 6,33х5,8 м. Подвеска всех осей рессорная, двигатель КамАЗ-740 мощностью 206 кВт приводит шасси и крановые механизмы, компоновка шасси – «кабина над двигателем», использована «камазовская» кабина. Четырехсекционная стрела длиной 11,4. 34 м коробчатого сечения выполнена из гнутых полукоробов.

50-тонный КС-6476 с такой же крановой установкой завод поставляет на специальном крановом шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-69234 (8х4) с интегрированной опорно-ходовой рамой и двигателем за выдвинутой вперед и низко расположенной кабиной. Привод механизмов крана гидравлический от трех насосов, приводимых в действие двигателем шасси ЯМЗ-238ДЕ2 мощностью 243 кВт.

Унифицированная наклонная кабина «Ивановцев»

Унифицированная наклонная кабина «Ивановцев»

Кроме перечисленных серийных моделей в активе заводов «Автокран» и «Газпром-кран» есть ряд перспективных разработок. КС-59712 г/п 32 т на 2-осном шасси БАЗ-8027 прошел все испытания, но по причине кризиса постановка его в серийное производство заводом «Газпром-кран» отложена. Размеры крана в транспортном положении – 11 447х2550х3815 мм. Оба моста шасси ведущие и управляемые, минимальный радиус поворота – 7,94 м. Полная масса крана – 23 т, нагрузка распределяется на оси равномерно по 11,5 т. Полный привод, независимая гидропневматическая подвеска, блокировка межколесных дифференциалов и дифференциала в раздаточной коробке обеспечивают высокую проходимость автокрана. Шасси может оснащаться двигателем Cummins мощностью 180 кВт либо ЯМЗ-236БЕ20-16 в 184 кВт. Стрела крана 4-секционная гексагонального профиля длиной 9,9. 30,1 м.

КС-6476 г/п 50 т на шасси МЗКТ-69234

КС-6476 г/п 50 т на шасси МЗКТ-69234

Ожидает запуска в серию и 40-тонник КС-54713 на 3-осном шасси БАЗ-80311 (6х4). Особенность этого крана в 5-секционной стреле длиной 9. 37,8 м многогранного (псевдоовоидного) профиля. Стрелу сваривают из листов стали Weldox 700 или Domex 700. Шасси оснащено передними поворотно-выдвижными и задними выдвижными опорами. Опорный контур 7,42х5,8 м обеспечивает крану круговую рабочую зону. Шасси укомплектовали двигателем Cummins мощностью 210 кВт, агрегаты трансмиссии и кабина «восточного» происхождения.

«Автокран» также обещал показать на «СТТ-2010» новинки на специальных крановых шасси.

КС-54712 «Ивановец» г/п 25 т на шасси БАЗ-80311

КС-54712 «Ивановец» г/п 25 т на шасси БАЗ-80311

Завод «Автокран» сделал ставку на краны на спецшасси и рассчитывает, что российский рынок кранов будет развиваться в том же русле, что и мировой. Завод будет увеличивать долю кранов на спецшасси в производственной программе, но очевидно, что доля автокранов будет основной еще долгое время. «Автокран» не останавливает работу и в автокрановом направлении. Свидетельство тому кран КС-55717Б г/п 36 т на шасси БАЗ-7941 с лонжеронной рамой, представленный в феврале 2009 г. А вывод на полную мощность производства овоидных стрел, который обещан в 2010 г., позволит заводу совершить качественный скачок в своем развитии.

Кабина шасси крана КС-8973

Кабина шасси крана КС-8973

Интерьер «восточной» кабины шасси

Интерьер «восточной» кабины шасси

Историческая справка

Тема кранов на специальных шасси автомобильного типа не новая в отечественном краностроении. В СССР этой тематикой плотно занимался Одесский завод тяжелого машиностроения им. Январского восстания (сейчас – АО «Краян»). Еще в 1960-е гг. завод изготовил специальное 3-осное шасси, с которым использовали поворотную платформу опытного пневмоколесного крана К-258 с дизель-электрическим приводом крановых механизмов и решетчатой стрелой. Конструкцию крана грузоподъемностью (г/п) 25 т, получившего обозначение К-259, сочли морально устаревшей и от ее дальнейшего развития отказались. В конце 1960-х было принято решение разработать кран с телескопической стрелой и гидроприводом на современном спецшасси. Результатом совместной работы одесского ГСКБ ТК (Головное специальное конструкторское бюро по проектированию тяжелых кранов) и завода «Краян» стал в 1971 г. 25-тонный кран КС-5471 на шасси 8х4, оснащенный 3-секционной телескопической стрелой. Привод шасси и крановых механизмов был от одного двигателя ЯМЗ-236. Кран успешно прошел испытания, но Министерство строительных и дорожных машин отказало в постановке его на серийное производство, и основная проблема при этом заключалась в спецшасси: ни Одесский завод, ни весь советский автопром не были готовы к их производству.

Сборка шасси на заводе Liebherr в Эхингене

Сборка шасси на заводе Liebherr в Эхингене

Выход был найден в кооперации с польским объединением Bumar, которое совместно с Польским институтом строительных машин разработало и освоило спецшасси автомобильного типа для кранов г/п 25, 40 и 63 т. Bumar использовал американские и немецкие лицензии на двигатели и агрегаты трансмиссии, применял импортные комплектующие, благодаря чему его продукция соответствовала техническому уровню того времени. Входящее в объединение предприятие Famaba освоило производство телескопических стрел, и это также являлось большим плюсом.

В советско-польской программе по созданию гидравлических кранов на спецшасси г/п 25, 40, 63 и 100 т, стартовавшей в 1975 г., участвовали одесское ГСКБ ТК объединения «Завод им. Январского восстания», НПО «ВНИИстройдормаш», Никопольский краностроительный завод им. В.И. Ленина и ивановское ПО «Автокран». Среди прочих перед проектными группами ставилась задача максимальной унификации комплектующих внутри модельного ряда. Первый образец 40-тонного крана КС-6471 прошел заводские испытания уже через год – в 1976 г. Это кран на 4-осном польском шасси ПС-401 (PS-401) с механической трансмиссией, двумя управляемыми передними осями на рессорной подвеске с односкатной ошиновкой и задней тележкой на жесткой балансирной подвеске с двускатной ошиновкой. Ходовая часть и гидронасосы крановых механизмов приводил двигатель SW-680/95. Двигатель разместили на раме шасси за выдвинутой вперед и опущенной вниз кабиной. Полноповоротную крановую установку оснащали 3-секционной телескопической стрелой коробчатого сечения длиной 11. 27 м. Эксплуатационная масса крана – 44 т.

У крана Liebherr LTM 11200-9.1 подъемная кабина крановщика

У крана Liebherr LTM 11200-9.1 подъемная кабина крановщика

Собирали краны и в СССР, и в ПНР. Одесский завод поставлял крановую установку и гидропривод, польские заводы – шасси, телескопическую стрелу и длинноходовые гидроцилиндры для ее выдвижения.

Вторая модель, созданная в рамках кооперации с ПНР в 1978 г., – 63-тонный КС-7471 на 6-осном шасси ПС-632. На этот кран поставили два двигателя, причем оба советского производства – на шасси ЯМЗ-240, на крановую установку ЯМЗ-236. У шасси ведущими были первая, четвертая, пятая и шестая оси, а первая, вторая, третья и шестая – управляемыми. Крановую установку оснастили 4-секционной стрелой коробчатого сечения длиной 23,6. 38,5 м.

В 1979 г. был создан 25-тонник КС-5473 на польском спецшасси ПС-253 6х4 с двускатной ошиновкой задних ведущих мостов. Шасси комплектовали двигателем SW-680/93/1, от которого приводились гидронасосы крановых механизмов. Крановую установку оснащали 3-секционной стрелой длиной 10. 24 м, механизм выдвижения состоял из длинноходового гидроцилиндра и системы канатных полиспастов. Транспортная скорость крана – до 60 км/ч, масса – 28 т.

КС-59712 «Ивановец» г/п 32 т на шасси БАЗ-8027

КС-59712 «Ивановец» г/п 32 т на шасси БАЗ-8027

Флагман советско-польской линейки кранов 100-тонник КС-8471 создан в 1981 г. Специальное шасси ПС-1001 – 7-осное с колесной формулой 14х6 (первая и вторая управляемые оси (вторая ось приводная) на рессорной подвеске и с односкатной ошиновкой; третья, четвертая и седьмая управляемые оси на независимой пневмогидравлической подвеске с односкатной ошиновкой; пятая и шестая приводные оси на жесткой балансирной подвеске с двускатной ошиновкой). Шасси укомплектовали двигателем ЯМЗ-240Н, крановую установку – ЯМЗ-236. Длина 4-секционной стрелы коробчатого сечения составляла 13,6. 39,1 м, секции выдвигались тремя длинноходовыми гидроцилиндрами. Масса крана составила 86 т. До распада СЭВ успели выпустить всего по несколько единиц 63- и 100-тонных кранов, а 25- и 40-тонников и в СССР, и в ПНР было выпущено значительно больше, и эти машины эксплуатировали длительное время.

Сборка 100-тонника на заводе «Автокран»

Сборка 100-тонника на заводе «Автокран»

Программа по созданию семейства кранов г/п 25, 40, 63 и 100 т на спецшасси автомобильного типа с 1976-го по 1981 г. была полностью реализована. Конструкция кранов выполнена в соответствии с канонами краностроения того времени и соответствовала европейскому техническому уровню. Конструкция интегрированной опорно-ходовой рамы из низколегированной стали обеспечивала необходимую жесткость тяжелой машины. Краны были рассчитаны на передвижение по шоссейным и грунтовым дорогам, т. е. они не были вездеходами в прямом смысле слова. Для них использовали комбинацию из рессорной и жесткой балансирной подвесок, гидро­пневматическую подвеску применяли только на тяжелых кранах. Ведущие оси были с двускатной ошиновкой. Впрочем, до 1981 г. все краностроительные фирмы использовали аналогичные конструкции.

Стрела овоидного профиля ивановского 100-тонника

Стрела овоидного профиля ивановского 100-тонника

В 1981 г. «Машиноимпорт» заказал у Liebherr партию из 330 телескопических кранов на специальных шасси. Заказчик выдвинул жесткие условия к проходимости кранов и климатической адаптации. В результате выполнения «контракта 330» родился новый класс мобильных кранов – краны на спецшасси высокой проходимости, рассчитанные на эксплуатацию по всем типам дорог и на бездорожье. Для них характерна комплектация односкатными шинами повышенной нагрузочной способности и регулируемой гидропневматической подвеской всех осей. Краны можно было эксплуатировать при температуре от –40 до +50 °С. Liebherr в целях унификации распространила комплекс технологий, разработанных в рамках контракта, на все свои поставляемые на европейский рынок краны. «Контракт 330» стал для Liebherr своего рода стартовой площадкой, позволившей фирме занять позицию технологического лидера в крановой отрасли. Опыт немецкой компании затем переняли все ведущие краностроительные фирмы.

Проектные советско-польские группы, завершив формирование линейки кранов «Январец-Bumar» г/п 25, 40, 63 и 100 т, не остановились на достигнутом, продолжая совершенствовать их конструкцию. Так, была выполнена целая программа импортозамещения, когда польские и западноевропейские комплектующие, в частности двигатели, заменили аналогами советского производства, что значительно улучшило ремонтопригодность кранов. Были разработаны и частично реализованы планы производства кранов до 2000 г. В 1985-м прошел испытания первый образец 250-тонного КС-10471 на 8-осном шасси. Если бы Советский Союз не распался, то сегодня мы имели бы краностроение на значительно более высоком техническом уровне. Традиции машиностроения, прерванные экономическими реформами, возобновили только в новом тясячелетии. Задачу возрождения традиций на новом техническом и технологическом уровне взяли на себя ивановский «Автокран» и Брянский автозавод.

Статья про краны на специальных шасси автомобильного типа

Наша компания предоставляет услуги кранов в Москве. Также мы предлагаем и услуги другой строительной техники. Для того чтобы наши клиенты лучше ориентировались в мире строительной техники, мы публикуем статьи. Поговорим о кранах на специальных автомобильных шасси.

Краны на специальных шасси имеют характерные конструктивные особенности и созданы для выполнения определенного рода задач. Для начала разберемся, какие машины относятся к группе кранов на колесных шасси.

    1. Краны на пневмоколесных шасси – это поворотные стреловые самоходные краны на специальной сварной раме, к раме жестко прикреплена колесная подвеска, двигатель и кабина размещены на поворотной платформе.
    2. Короткобазные краны.

    В отличие от короткобазного крана двигатель этого крана расположен на шасси, кран имеет колеса большого размера с односкатной ошиновкой.

    Поворотная платформа и кабина данного крана смонтированы на автомобильном шасси.

    • Краны на специальных шасси автомобильного типа.

    О последних и пойдет речь в этой статье.

    Создание кранов на специальных шасси автомобильного типа продиктовано необходимостью преодолеть физические ограничения обычного автокрана такие, как:

    • ограниченная грузоподъемность,
    • наличие обвязочной платформы с выдвижными опорами, значительно утяжеляющей конструкцию.

    Характеристики автомобильного крана в значительной мере зависят от констукции шасси.

    Краны на спецшасси сохраняют мобильность автокрана и обладают великолепными грузовысотными характеристиками.

    Особенности конструкции кранов на специальном шасси таковы, что шасси и крановая установка проектируются совместно, с учетом всех особенностей работы крана. Рама шасси изготавливается вместе с поворотной платформой и имеет низкий центр тяжести и выносное опоры, имеющие общий двигатель с шасси. При разработке крана на специальном шасси проектировщики имеют возможность подбора оптимального размещения всех элементов машины (двигателя, кабины, шин, рулевого управления и т.п.), что позволяет снизить нагрузку на ось, повысить устойчивость и увеличить грузоподъемность, обеспечить необходимую проходимость и скорость выполнения операций.

    Краны на специальных шасси могут иметь от 2-х до 9-ти осей (несколько ведущих) с гидропневматической подвеской, при помощи которой можно регулировать дорожный просвет. Все оси (кроме средних) многоосного спецшасси могут быть управляемыми.

    Краны на специальных шасси автомобильного типа обладают грузоподъемностью от 25 до 1200 тонн и могут развивать скорость до 80 км/ч.

    Применяются краны на специальных шасси для работ, связанных с высотным строительством, для погрузки-разгрузки и монтажа тяжелых крупногабаритных конструкций.

    Среди отечественных производителей, выпускающих краны на спецшасси – заводы «Автокран», «Газпром-кран» и «Ивановец». Зарубежные компании, изготавливающие краны на специальных шасси – это Liebherr, Terex-Demag, Tadano, Grove.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *