Мтз 80 трактор тракторы
Перейти к содержимому

Мтз 80 трактор тракторы

  • автор:

Краткий обзор трактора «БЕЛАРУС» МТЗ-80

Трактор «БЕЛАРУС» МТЗ-80 Минского Тракторного Завода – это одна из самых распространенных машин производителя, востребованная во всех сферах. Она широко применяется в сельском и фермерском хозяйстве, ЖКХ, строительстве и благоустройстве. Трактор выпускается с 70-х годов 20 века, и за это время подвергся целому ряду различных усовершенствований.

Существует более двух десятков разных подмоделей в этой серии, адаптированных под решение специфических задач в определенных внешних условиях. Это и машина на гусеничной базе, и модели с полным приводом, увеличенным агротехническим просветом, трехколесный трактор 80Х/80ХМ для обработки хлопковых полей. МТЗ-80 ассоциируется у потребителя с материальной доступностью, простотой и надежностью, что делает его широко востребованным во всех сферах.

Технические характеристики базовой модели трактора МТЗ-80

У машины следующие характеристики:

Краткий обзор трактора «БЕЛАРУС» МТЗ-80

  • Дизельный четырехцилиндровый двигатель Д-243 мощностью 82 Л/С. Прямой впрыск без турбины, рабочий объем 4.75 литра, крутящий момент 298 Н/м с коэффициентом запаса 15 %. Топливный бак на 130 литров. Этот силовой агрегат отличается простотой и надежностью, недорогим обслуживанием даже при проведении капитального ремонта. Расход топлива от 230 г/кВт/ч;
  • Трансмиссия механическая, с сухим однодисковым сцеплением, 18 передних и 4 задних передачи. Максимальная скорость движения 34 км/ч;
  • Задний независимый вал отбора мощности на 540/1000 оборотов в минуту и синхронный на 3.4 оборота на 1 метр хода. Гидромеханическая блокировка дифференциала заднего ведущего моста;
  • Параметры гидравлической системы – грузоподъемность оси подвеса – 3.2 тонны, давление в системе 20 МПа, производительность насоса 45 литров в минуту, вместительность бака 25 литров;
  • Колея регулируемая – спереди в пределах 1350-1850 мм, сзади – 1800-2100 мм;
  • Агротехнический просвет 645 мм, радиус разворота 3.8 метра, компактные размеры – 4120x1970x2780 мм.

В расширенную комплектацию могут быть включены утяжелители колёс (балластные грузы для работы на рыхлых грунтах), ходоуменьшители, силовые регуляторы ЗНУ, гидрокрюк, тяговый брус и маятник, проставки для сдваивания ведущих колес, кондиционер.

Кабина оформлена просто, но практично, рассчитана на одного машиниста. На переднем и заднем стекле установлены стеклоочистительные щетки, освещение предусмотрено спереди и сзади. Для самостоятельного движения по автомобильным дорогам общего пользования машина оснащена сигнальными фонарями, указателями поворота, торможения. Для работы в холодное время года в базовой комплектации трактор поставляется со штатным обогревателем.

Области применения и совместимое дополнительное оборудование

Краткий обзор трактора «БЕЛАРУС» МТЗ-80

Трактор «БЕЛАРУС» МТЗ-80 совместим с широким спектром дополнительного оборудования:

  • Для сельского хозяйства и фермерской деятельности – плуги, культиваторы, фрезы и бороны, ворошилки, сеялки, картофелесажалки. Различные опрыскиватели и поливалки, косилки, пресс-подборщики, прицепные раздатчики кормов, захваты и т.п.;
  • Для ЖКХ – роторные щетки, поворотные снежные отвалы, всевозможные прицепы, полуприцепы, в том числе, самосвальные, сегментные косилки для обслуживания дорожных откосов, насосное оборудование для газонов и др.;
  • Для строительства и склада – дорожные фрезы, ковши для обработки сыпучих материалов, гидромолоты, вилы паллетные и погрузчики гидравлические, разные виды гидроинструмента.

Одна машина в комплекте с набором дополнительного оборудования может использоваться в решении самых разнообразных задач.

Обслуживание, ремонт, запчасти

Обслуживание тракторов МТЗ-80 осуществляется на авторизованных станциях ТО во всех регионах России. Как представитель производителя мы обеспечиваем поставки дополнительного оборудования и оригинальных запчастей по всей стране. При соблюдении рекомендаций по эксплуатации и периодичности проведения планового ТО вы избежите дорогостоящих ремонтов и внезапных поломок.

Цена трактора МТЗ-80 стартует от 1.1 миллиона рублей и зависит от особенностей подмодели и комплектации. По вопросам поставок и за дополнительной информацией обращайтесь к нашим менеджерам по указанным телефонным номерам.

Трактор Беларус МТЗ-80: устройство, особенности, технические характеристики

Трактор МТЗ-80

Трактор «Беларус» МТЗ-80 выпускается Минским тракторным заводом уже более 40 лет, на сегодняшний день имеет несколько модификаций. Базой для создания стал трактор МТЗ-50. Данная модель позиционирует себя как универсальный пропашной агрегат с тяговым классом 1,4.

В зависимости от модификации трактора отличаются трансмиссией, дизайном, системой запуска двигателя, шинами, характеристиками ВОМ и еще некоторыми нюансами. Самая распространенная модификация трактора МТЗ-80 – гусеничный трактор Т-70.

Трактор МТЗ-80 способен работать с широким спектром навесного оборудования. Наиболее распространенные типы навески – КУНы, косилки, погрузчики, отвалы, ковши, щетки, буры и т. д.

Колесный трактор МТЗ-80 благодаря своей универсальности и проходимости стал очень распространен в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Наибольшее распространение приобрел в отрасли строительства и погрузки. Качество и технические характеристики сделали МТЗ-80 популярным и за рубежом – его экспорт налажен в 70 стран мира.

Трактор МТЗ-80: технические характеристики

Основные технические характеристики трактора МТЗ-80:

  • мощность двигателя – 80 л. с.;
  • средний расход горючего – 219 г*кВт/час;
  • вместительность бака для горючего – 130 л;
  • максимальная скорость – 34 км/час;
  • дорожный просвет – 47 см;
  • габариты – 3851*1969*2782;
  • вес (эксплуатационный)– 4150 кг;
  • радиус разворота – 3,8 м;
  • грузоподъемность – 3200 кгс.

Теперь рассмотрим подробнее устройство трактора МТЗ-80.

Устройство трактора МТЗ-80

Устройство трактора МТЗ-80

Конструкция и устройство агрегата отличается высоким уровнем унификации запчастей, что значительно облегчает техническое обслуживание и ремонт.

В целом конструкция состоит из полурамы. Передний мост направляющий, с небольшими колесами, полужесткой подвеской, блокируемым дифференциалом и балансирным мостом. Ведущий мост задний, с жесткой подвеской. Мотор расположен в передней части.

Кабина комфортная и удобная, герметичная, с одним рабочим местом, отвечает всем нормам безопасности. Есть система обогрева и вентиляции, обзор широкий. Есть возможность установить тент. Органы управления расположены удобно и эргономично. Рулевое управление с гидроцилиндром.

Теперь подробнее остановимся на основных системах и связующих узлах.

Двигатель трактора МТЗ-80

На данный агрегат устанавливаются дизельный 4-цилиндровые двигатели двух марок – Д-240 и Д-243. Достаточно экономные и выносливые. Система охлаждения жидкостная. Запуск двигателя производится стартером или через пусковой двигатель. Для запуска в холодное время года некоторые модели оснащены системой предпускового нагрева ПЖБ-200Б. Имеется система блокировка запуска мотора при выключенной передаче.

Коробка передач трактора МТЗ-80

Трансмиссия данного агрегата механическая (на некоторых модификациях – гидроуправляемая), однодисковая, сухая. Муфта сцепления замкнутая. Есть понижающий редуктор. Диапазон скоростей – 18 вперед, 4 назад.

Тормозная система трактора МТЗ-80

Стояночные и основные тормоза сухие дисковые. Управление пневматическое, связанное с тормозной системой прицепных устройств.

Электрооборудование трактора МТЗ-80

Представлено электропроводкой, генератором на 699 Вт, выпрямителем напряжения на 14 вольт, стартером и обогревом. Специально можно установить пусковую систему.

Предлагаем также ознакомиться с видео, на котором подробно рассказано о тракторе МТЗ-80:

Трактор МТЗ 80: характеристики, которые нужно знать о легендарной машине

Трактор МТЗ-80 по праву считается легендарной машиной советского тракторостроения. Эта модель стала настоящим прорывом для Минского тракторного завода и на протяжении десятилетий остается флагманом производства. Колесный универсально-пропашной МТЗ-80 и его многочисленные модификации завоевали огромную популярность благодаря высокой надежности, неприхотливости в эксплуатации, простоте обслуживания и ремонта.

В статье мы подробно рассмотрим технические характеристики легендарной модели МТЗ-80, историю ее создания, особенности конструкции и эксплуатационные качества. Уделим внимание двигателю, трансмиссии, ходовой части, органам управления, системе навески и гидравлики. Проанализируем модификации МТЗ-80 и практический опыт работы с этим трактором.

История создания МТЗ-80

Минский тракторный завод был основан в 1946 году по личному указанию И.В. Сталина. Первоначально планировалось наладить производство гусеничных тракторов, однако уже в 1948 году конструкторы приступили к разработке первого колесного универсально-пропашного трактора собственной конструкции. 18 июля 1949 года сошел с конвейера первый опытный образец МТЗ, который после испытаний пошел в серию.

В последующие годы МТЗ активно модернизировал модельный ряд, выпуская все более мощные и универсальные машины — МТЗ-5, МТЗ-7, МТЗ-50, МТЗ-52. Кульминацией этого процесса стала разработка легендарного МТЗ-80 в конце 70-х годов. Этот трактор стал настоящим прорывом для советского сельского хозяйства и на долгие годы занял лидирующие позиции на рынке.

  • Высокая мощность (до 100 л.с.) и проходимость.
  • Надежность и ремонтопригодность конструкции.
  • Широкий модельный ряд и разнообразие навесного оборудования.

Благодаря этим качествам МТЗ-80 стал поистине народным трактором, надежным помощником миллионов фермеров. Его универсальность, доступная цена и простота в обслуживании по праву сделали эту модель легендарной.

Исторический прототип трактора МТЗ-80 на заводе перед началом производства

Технические характеристики МТЗ-80

МТЗ-80 оснащался четырехцилиндровым дизельным двигателем Д-240 мощностью 80 л.с. Этот надежный и неприхотливый силовой агрегат обеспечивал трактору высокие тягово-сцепные качества. Двигатель имел рабочий объем 4,75 литра и развивал максимальную мощность при 2200 об/мин.

В зависимости от модификации трактор комплектовался механической или гидромеханической трансмиссией. Механическая КПП имела 9 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Благодаря наличию двух диапазонов общее число передач достигало 18 вперед и 4 назад. Гидромеханическая трансмиссия позволяла переключать передачи без выключения сцепления.

Ходовая часть МТЗ-80 отличалась высокой проходимостью и устойчивостью. Колея трактора плавно изменялась в диапазоне 1400-2100 мм. Подвеска переднего моста была полузависимой, заднего — жесткой. Тормоза дисковые мокрые, с раздельным приводом на каждый мост.

Трактор комплектовался просторной стальной кабиной со всеми необходимыми органами управления и регулировками. Обзорность была отличной, а наличие обогрева и вентиляции делало работу комфортной в любую погоду.

МТЗ-80 оснащался надежной трехточечной системой навески, позволяющей агрегатировать широкий спектр сельхозорудий для выполнения практически любых работ. Гидравлическая система трактора также отличалась универсальностью и высокой производительностью.

Благодаря оптимальному сочетанию производительности, надежности, ремонтопригодности и доступной цены, МТЗ-80 по праву считается одним из лучших тракторов советского периода, заслужившим любовь миллионов.

Двигатель трактора МТЗ-80

Трактор МТЗ-80 оснащался четырехцилиндровым рядным дизельным двигателем Д-240 мощностью 80 лошадиных сил. Этот силовой агрегат был разработан инженерами Минского моторного завода специально для «восьмидесятки» и стал одним из главных факторов успеха этой легендарной модели.

Двигатель Д-240 относится к семейству дизелей серии Д-240 и имеет рабочий объем 4,75 литра. Он оснащен четырьмя цилиндрами диаметром 120 мм и ходом поршня 140 мм. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2. Степень сжатия составляет 16,5.

Цилиндры двигателя чугунные, сухие, не разборные, отлиты вместе с головкой блока цилиндров. В блоке цилиндров размещаются каналы системы охлаждения двигателя. Крышки коренных и шатунных подшипников отдельные от верхней части блока цилиндров.

Головка блока цилиндров общая чугунная. В ней размещены клапаны, форсунки, свечи накаливания. Клапаны расположены вертикально в головке цилиндров (OHV).

Поршни двигателя алюминиевые, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. Поршень соединяется с шатуном посредством пальца. Шатуны стальные, двутаврового сечения.

Коленчатый вал литой, с косыми шатунными и прямыми коренными шейками. Он опирается на пять коренных подшипников. Число опор коленчатого вала обусловлено его длиной и необходимостью снизить его прогиб.

Система смазки комбинированная, с сухим картером. Масляный насос шестеренчатого типа, приводится в действие от шестерни, установленной на переднем конце коленчатого вала. Фильтры очистки масла сменные, полнопоточные.

Система питания дизеля Д-240 — дизельная, с непосредственным впрыском топлива. Топливный насос высокого давления (ТНВД) секционного типа, приводится от распределительного вала. Форсунки открываются посредством кулачкового вала.

Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрена система предпускового подогрева, использующая тепло выхлопных газов и охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости при помощи центробежного насоса. Имеется вентилятор и термостат для регулирования температурного режима.

Четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-240 трактора МТЗ-80

Трансмиссия МТЗ-80

На тракторах МТЗ-80 устанавливалась механическая ступенчатая коробка передач, обеспечивающая 9 передач переднего хода и 2 передачи заднего хода. Благодаря наличию двух диапазонов общее количество передач составляло 18 вперед и 4 назад.

Переключение диапазонов осуществлялось специальной коробкой передач. Передаточные числа коробки передач подобраны таким образом, чтобы обеспечить плавное нарастание скорости движения трактора от 0,8 до 14 км/ч.

На части тракторов устанавливалась гидромеханическая трансмиссия, позволяющая переключать передачи под нагрузкой, без разрыва потока мощности. Это повышало производительность МТЗ-80 при выполнении различных работ.

Ведущие колеса трактора приводились в действие от коробки передач через двухступенчатый цилиндрический редуктор, карданную передачу и главную передачу заднего моста. Главная передача — коническая, парная, с косозубым зацеплением.

Для улучшения сцепных свойств и проходимости трактора МТЗ-80 задний мост мог блокироваться, объединяя ведущие колеса в один жесткий блок. Это позволяло трактору эффективно преодолевать скользкие и тяжелые почвы, крутые подъемы.

Ходовая часть и управление трактором МТЗ-80

Ходовая часть трактора МТЗ-80 отличалась надежностью и высокой проходимостью. Она включала в себя мосты, подвеску, колеса, тормозную систему и рулевое управление.

Передний мост трактора был выполнен балансирным, с независимой подвеской каждого колеса. Это повышало устойчивость и управляемость машины на пересеченной местности. Задний мост — жесткий, неразрезной.

Подвеска переднего моста — полузависимая, на двух полуэллиптических рессорах. Такая конструкция обеспечивала хорошую плавность хода и проходимость. Задняя подвеска — жесткая.

Колея трактора регулировалась в диапазоне 1400-2100 мм, что позволяло эффективно использовать его в различных условиях и с разным навесным оборудованием.

Тормозная система МТЗ-80 — дисковая, многодисковая, маслоохлаждаемая. Она отличалась высокой эффективностью и надежностью. Имелся раздельный привод тормозов на каждый мост.

Рулевое управление трактора осуществлялось при помощи гидроусилителя. Рулевой механизм — винтовой пары качения. Угол поворота управляемых колес составлял 55 градусов в каждую сторону.

Благодаря продуманной ходовой части трактор МТЗ-80 демонстрировал отличную маневренность, высокие тягово-сцепные качества и проходимость в самых сложных условиях эксплуатации.

Кабина трактора МТЗ-80

Трактор МТЗ-80 оснащался просторной двухместной кабиной, обеспечивающей комфортные условия работы оператора. Кабина изготавливалась из стального листа и прикреплялась к остову трактора с помощью амортизаторов, снижающих уровень вибрации.

Внутри кабина отделывалась шумо- и теплоизоляционными материалами. Для обеспечения нормального микроклимата предусматривалось отопление кабины зимой и вентиляция летом. Также имелась система обдува и очистки лобового стекла.

Органы управления трактором располагались в зоне удобного доступа водителя. Сиденье регулировалось по высоте и углу наклона спинки. Рулевая колонка также имела регулировки для установки оптимального положения.

Приборная панель включала в себя все необходимые для работы контрольно-измерительные приборы: тахометр, указатели температуры и давления, уровня топлива. Рядом располагались органы управления освещением, стеклоочистителями, отоплением кабины.

Для посадки и выхода из кабины имелись удобные поручни и ступени с противоскользящим покрытием. Обзорность с рабочего места оператора была отличной, чему способствовали большие площади остекления.

В целом, кабина трактора МТЗ-80 отличалась эргономичностью, хорошим обзором и комфортом, что позволяло трактористу работать с высокой производительностью в течение всей смены.

Система навесного оборудования МТЗ-80

Одним из главных преимуществ трактора МТЗ-80 является универсальность, обеспечиваемая системой навесного оборудования.

Трактор оснащался надежной трехточечной задней навеской, позволяющей агрегатировать широкий спектр орудий и агрегатов для выполнения практически любых сельскохозяйственных операций.

Система навески включала в себя две продольные и одну поперечную тяги, силовой цилиндр подъема, раскосы и другие элементы. Имелась возможность регулировки ширины колеи для обеспечения оптимального положения навесных орудий.

Для работы гидрофицированных орудий и агрегатов трактор МТЗ-80 комплектовался производительным гидравлическим насосом, трехсекционным гидрораспределителем и системой шлангов и трубопроводов.

С трактором МТЗ-80 можно было использовать практически любые почвообрабатывающие, посевные, уборочные, транспортные и другие сельхозмашины и орудия.

Высокая надежность, прочность системы навески и ее универсальность позволяли механизаторам эффективно выполнять комплекс работ по возделыванию различных сельхозкультур с минимумом затрат.

Модификации трактора МТЗ-80

За долгие годы модернизаций, «Беларус» научили работать в самых разных сферах, с самыми разными, как навесными, так и прицепными агрегатами и оборудованием. Он стал в доску своим для фермеров, строителей, дорожников и коммунальщиков.

  • МТЗ-82/82.1 – мощный и производительный трактор общего назначения мощностью 100 л.с.. Характеристики МТЗ-82 позволяют использовать его с тяжелым навесным оборудованием.
  • МТЗ-892/892.2 – универсальный трактор с улучшенными эксплуатационными показателями для использования в сельском хозяйстве.
  • МТЗ-1221 – высокопроходимый трактор с колесной формулой 4×4 и двигателем мощностью 150 л. с. для работы в тяжелых условиях.

Рассмотрим некоторые технические характеристики популярных модификаций в таблице:

Модель Мощность, л.с. Макс. скорость, км/ч
МТЗ-80 80 30
МТЗ-82 100 40
МТЗ-892 92 40
МТЗ-1221 150 40

Как видно из таблицы, разные модификации МТЗ-80 отличаются мощностью двигателя и максимальной скоростью. Это позволяет подобрать оптимальный вариант под конкретные задачи и условия эксплуатации.

Опыт эксплуатации МТЗ-80

За десятилетия выпуска трактора МТЗ-80 накоплен огромный опыт его эксплуатации в различных отраслях. Рассмотрим основные преимущества и недостатки МТЗ-80, о которых говорят сами трактористы.

  • Высокая надежность и неприхотливость в эксплуатации. МТЗ-80 может работать в самых сложных условиях, не требуя особого технического обслуживания.
  • Простота в ремонте и обслуживании. Все узлы легко доступны, для ремонта не требуется дорогостоящего оборудования.
  • Универсальность. МТЗ-80 может использоваться с самым разным навесным оборудованием для решения широкого круга задач.

В то же время у трактора есть и недостатки:

  • Устаревшая эргономика рабочего места. Старые модели не отличаются комфортом для тракториста.
  • Высокий уровень шума и вибраций, особенно на старых tractorax.
  • Невысокая максимальная скорость до 30-40 км/ч.

Давайте послушаем, что говорят сами трактористы об этой легендарной машине:

«Довелось отработать сезон в совхозе на этом тракторе, необходимых прав в наличии не было, собственно их никто и не спрашивал. Агрегат зверь, не едет – прет! Трогается в легкую с любой передачи. Запросто справляется с погрузчиком.»

«Если говорить о «ломучести», машина переживет любой мерседес, а ремонтируется на раз-два на коленке, с помощью молотка и такой-то матери. В общем настоящий советский трактор!»

К достоинствам МТЗ-80 трактористы относят высокую ремонтопригодность, неприхотливость в эксплуатации и отличную проходимость. А универсальность позволяет использовать этот трактор для решения самых разных задач.

Что касается недостатков, то чаще всего упоминается устаревшая эргономика рабочего места на старых моделях, а также повышенный уровень шума и вибрации. Однако это не мешает МТЗ-80 оставаться одним из самых востребованных тракторов для аграриев и других отраслей.

МТЗ-80 и его модификации десятилетиями доказывают свою надежность и незаменимость в самых разных условиях по всему миру. Этот легендарный трактор продолжает пользоваться колоссальным спросом как у крупных агрохолдингов, так и небольших фермерских хозяйств.

Трактор МТЗ-80 — самый популярный в СССР и России

VKOdnoklassnikiTwitter

Трактор МТЗ-80 — уникальная машина с широчайшим спектром работ. Несмотря на солидный возраст, 40 лет, он пользуется повышенным спросом у фермеров и.

Трактор МТЗ-80 — уникальная машина с широчайшим спектром работ. Несмотря на солидный возраст, 40 лет, он пользуется повышенным спросом у фермеров и коммунальных организаций. Цена техники, произведенной Минским тракторным заводом, остается доступной, а качество многих удивляет: тракторы МТЗ-80/82 безотказно работают годами в совершенно разных климатических условиях.

В IV квартале 1973 года был собран 21 трактор МТЗ-80, в 1974 году — 80, к концу 1975 года выпуск МТЗ всех модификаций достиг 14 250 штук в год. Первый сверхплановый трактор «Беларус» МТЗ-80 сошел с главного конвейера 21 января 1975 года. В то же время предыдущую модель, МТЗ-50/52, ставшую основой нового трактора, еще долгие годы не снимали с заводского конвейера — так потребители продукции МТЗ ценили превосходные эксплуатационные качества этих машин.

По таким показателям, как производительность, универсальность, область применения, удельная материалоемкость, конструктивная масса, условия работы оператора, трактор МТЗ-80 находился на высоком мировом техническом уровне своего времени.

В 1960-х годах в связи с ориентацией на выполнение сельскохозяйственных работ на повышенных скоростях, до 9-15 км/ч, возникла необходимость в более мощной технике. Конструкторы МТЗ путем модернизации трактора МТЗ-50 создали трактор мощностью 75-80 л. с. тягового класса 1,4 и присвоили ему марку МТЗ-80/82. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колеса, а МТЗ-82 — полный привод. В конструкцию базовых моделей, МТЗ-50 и МТЗ-52, было внесено немало усовершенствований. Главное из них — модернизация двигателя Д-50 с тем, чтобы повысить его мощность до 75-80 л. с.

Технические усовершенствования

Модернизацией двигателя занимался Минский моторный завод. Общая координация работ и проектирование новых узлов шасси осуществлялись конструкторским бюро шасси трактора МТЗ-50 с привлечением других специализированных КБ.

В конструкцию заложили ряд прогрессивных технических решений, обеспечивающих высокий технический уровень машины. Мотор имел две модификации с запуском от электростартера. Повышение мощности до 80 л. с. и улучшение топливной экономичности было получено за счет непосредственного впрыска топлива, объемно-пленочного смесеобразования в камере сгорания, перенесенного в поршень, частоты вращения коленчатого вала до 2200 об/мин. Усовершенствованный двигатель обеспечивал эксплуатационную надежность, долговечность и экономичность.

В коробке передач был установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач, то есть было 18 передач переднего и 4 заднего хода. В муфту сцепления введены демпфирующие пружины, изменена конструкция маховика двигателя: он стал плоским, что улучшало вентиляцию всего отсека муфты и очистку полости от продуктов износа трущихся поверхностей.

Еще одно новшество — узел-ходоуменьшитель. Это шестеренный редуктор, обеспечивающий расширение скоростного диапазона трактора. Машина может работать и на замедленных технологических скоростях — менее 1,3 км/ч. Ходоуменыиитель смонтирован в отдельном корпусе, который присоединяется сбоку коробки передач, и им управляют с помощью наружного рычага. Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) заднего моста своей конструкцией и местом расположения принципиально отличалась от аналогичного механизма трактора МТЗ-50. Теперь блокировку можно было производить на ходу, и это способствовало повышению производительности агрегата. Изменения конструкции привода заднего вала отбора мощности (ВОМ) дали возможность использовать две частоты вращения вместо одной.

Гидронавесная система

Гидронавесную систему оснастили гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность системы увеличилась с 1500 до 2000 кг за счет повышения давления в системе до 160 кг/см2 (с 130 кг/см2). Для этого применен насос улучшенной конструкции ОНШ-32-2. В 1990 году грузоподъемность гидронавесной системы трактора МТЗ-80 довели до 2500 кг. Кроме того, добавили систему позиционного и силового регулирования.

Для работы с прицепными машинами были предусмотрены: жесткое регулируемое прицепное устройство, гидрофицированный прицепной крюк, буксирное устройство с амортизатором, автоматическая сцепка, пневмосистема, измененный привод компрессора (присоединенный к двигателю, а не к трансмиссии), дополнительные балластные грузы на задних колесах и на переднем брусе полурамы. При необходимости можно было установить съемный полугусеничный ход трактора МТЗ-50.

Новая кабина

Трактор МТЗ-80 получил новую кабину, более современной конструкции. Ее разработали в специальном КБ, созданном по указанию министерства с целью проектирования унифицированных кабин для всех пропашных колесных тракторов класса 0,9-1,4. Она отвечала отечественным и зарубежным стандартам.

По мнению механизаторов, такая кабина не менее комфортабельна, чем автомобильная. Она защищает тракториста от шума, вибраций, атмосферных осадков, солнечного излучения, загазованности, пыли. Кабина установлена на резиновых амортизаторах, снижающих передачу вибрации остова трактора на кабину. Внутри стенки покрыты тепло-, шумоизоляционными и звукопоглощающими материалами. С помощью блока отопления и охлаждения воздуха можно добиться оптимальной температуры в кабине в любое время года.

Для естественной вентиляции открываются крыша и заднее окно. Лобовое стекло очищает электрический стеклоочиститель, а заднее — стеклоочиститель с ручным приводом. Остекление кабины обеспечивает хорошую обзорность. Кабина двухдверная, с поручнями и подножками. В ней есть место для термоса, аптечки и вешалки для одежды. Сиденье водителя мягкое, одноместное, с торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором. Положение сиденья регулируется по росту и массе тракториста, а также по высоте, наклону спинки. Можно изменить жесткость подвески сиденья.

В кабине удобно размещены все органы управления трактором и контрольные приборы, рулевая колонка вместе с рулевым колесом может откидываться вперед, регулируется положение рулевого колеса по высоте.

На мировом уровне

Производительность трактора МТЗ-80 по сравнению с МТЗ-50 повысилась на 30-35 %. Значительно расширилась область применения машины. Ее можно использовать на самых различных работах, с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами и орудиями. Количество агрегатируемых с трактором машин и орудий увеличилось до 230 наименований.

Высокая скорость (до 35 км/ч) дала возможность более рационально использовать трактор на транспортных работах. Он успешно может конкурировать с грузовыми автомобилями, особенно в тяжелых дорожных условиях. В тракторе МТЗ-80 установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач, сокращающий разрыв между скоростями на двух смежных передачах и облегчающий подбор наиболее рациональной скорости во всем диапазоне технологических, основных рабочих и транспортных передач.

Подготовительные работы

По плану развития народного хозяйства на 1971-1975 годы перед коллективом завода стояли следующие задачи: увеличить объем продукции, повысить эффективность производства и технический уровень тракторов, увеличить выпуск запасных частей и др. Кроме того, начать изготовление нового трактора, МТЗ-80, было необходимо без остановки производства и снижения темпов выпуска продукции.

Предстояло завершить строительство высотной части механического цеха — МЦ-5, смонтировать и отладить оборудование, освоить производство деталей по цехам, наладить изготовление крупных штампов на Харьковском заводе специального инструмента и техоснастки (СИ и ТО). Все подготовительные работы планировали завершить в сентябре 1973 года и начать изготовление тракторов новой модификации.

Для организации работ образовали оперативный штаб. В 1973 году продолжили наращивать производственные мощности завода: приобрели 2765 единиц оборудования, из них смонтировали и ввели в эксплуатацию 2603. На участке обработки корпуса коробки переключения передач (КПП) был применен обходной вариант автоматической линии ЛМ-113, в механическом цехе № 1 смонтирована автоматическая линия для доработки промежуточной шестерни 50-1701056, в механическом цехе № 7 установлена автоматическая линия для изготовления валика переключения редуктора 50-1702063 и др.

В том же году был достроен и введен в эксплуатацию механический корпус № 5 производственной площадью 40 тыс. кв. м, пешеходный переход через улицу Козлова проходимостью 12 тыс. человек в час, централизованный склад заводского пищеблока, расширено производство товаров народного потребления за счет перемещения цеха на новые производственные площади, сдан в эксплуатацию участок изготовления пресс-форм при цехе точного стального литья (500 кв. м), смонтированы два венгерских склада № 44 для готовых узлов и деталей (912 кв. м) и для огнеупорных материалов (1556 кв. м), склад жидкого стекла (216 кв. м). В результате производственные мощности увеличились на 1 тыс. тракторов и на 1 января 1974 года составили 82 тыс. машин в год.

В добрый путь

Утром 5 ноября 1973 года на главном конвейере МТЗ было многолюдно — на 10 часов запланирована сборка трактора МТЗ-80. У ленты конвейера — конструкторы, спроектировавшие машину, специалисты, разработавшие технологический процесс ее сборки, слесари-сборщики цеха опытного производства, рабочие других цехов. Перед началом смены коллективы, которыми руководили мастера М. Д. Садовский и М. В. Гончаров, провели летучку и решили вести сборку первой партии не нарушая ритма основного производства.

В 10 часов утра конвейер на мгновение замер. Сборщик И. Кетри под аплодисменты присутствующих, под вспышки фотокамер установил на ленту полураму трактора МТЗ-80. Ветераны цеха Л. Б. Александрович и А. Лукашонок закрепили на ней мотор. Трактор обрастал все новыми узлами и деталями. Установили на остов кабину.

Эту непривычную для главного конвейера операцию (на МТЗ-50 ее устанавливали после сборки трактора) четко выполнили слесари-сборщики из цеха опытного производства Дакутько, Горностаев, Денисевич и мастер Голод. Первый «Беларус» МТЗ-80 вывел из цеха лучший тракторист-обкатчик С. Н. Кононович.

Испытания с пристрастием

В августе — сентябре 1973 года трактор «Беларус» МТЗ-80 проходил испытания в университете штата Небраска (США). Погода была очень жаркая, как никогда в последние 25 лет в Северной Америке, но даже при высокой температуре двигатель показывал хорошие результаты.

Первый этап, на треке № 1139, почти без перерыва продолжался до 11 часов ночи. На другой день в 5 утра МТЗ-80 вошел на трек, который хорошо знают специалисты. К трактору присоединили тормозную динамометрическую установку, датчики, боры. После этого этапа, после проверки, еще одной и перепроверки даже скептики убеждаются, что это не колдовство и одобрительно отзываются о машине. Испытания продолжались: трактор без снижения нагрузки круг за кругом ходил по треку. Даже за рулем испытатели менялись так, чтобы ни на секунду не прервать режим работы. Ведущий испытания ученый с мировым именем профессор Ларсен одобрительно улыбался, испытатели пожимали руки, хлопали по плечу: «Очень хорошо, отлично!».

Члены ученого совета университета рассматривали результаты придирчиво, скрупулезно, цифру за цифрой, изучали представленный отчет, расспрашивали о советских тракторах, которые они видели на полях Европы, Азии, Африки. Испытания завершились: советский трактор получил высокую оценку зарубежных специалистов.

Модификации

На базе тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 были созданы модификации специального назначения:

МТЗ-82Р — колесный рисоводческийтрактор;

МТЗ-82Н — универсально-пропашной трактор, с полным приводом и пониженным клиренсом (400 мм), сиденьем с возможностью отклонения от продольной оси для поддержания вертикальной посадки тракториста на склонах до 16°;

МТЗ-82К — крутосклонный универсальнопропашной трактор, с полным приводом, бортовыми качающимися редукторами, гидравлической системой автоматической стабилизации и выравнивания положения остова для работ на склонах до 20°; МТЗ-80Х/80ХМ — хлопководческий трак-с одним управляемым колесом;

Т-70В/С — универсально-пропашной гусеничный трактор, класса 2 т, В — для возделывания винограда, С — сахарной свеклы, с двигателем пониженной мощности — Д-241 Л (70 л. с.), заблокированной в КПП 9-й передачей, измененной гидросистемой;

МТЗ-80/82В — универсально-пропашные тракторы с реверсивным редуктором; МТЗ-82Т — овощебахчевая модификация, с повышенным клиренсом за счет установки дополнительных колесных редукторов; Т-80Л — лесохозяйственная модификация, для трелевки древесины, лесовосстановления, работ с агрохимией и противопожарных мероприятий.

VKOdnoklassnikiTwitter

Фотогалерея
Читать

Владелец ЛуАЗ-969М постарался исправить все его недостатки. Получилось?

Владелец ЛуАЗ-969М постарался исправить все его недостатки. Получилось?

Самое читаемое
Последние новости

Новый электрический кроссовер Mini Aceman дебютировал раньше срока

Новый электрический кроссовер Mini Aceman дебютировал раньше срока

Whiting Trackmobile — локомобиль, ставший популярным в 60 странах

Whiting Trackmobile — локомобиль, ставший популярным в 60 странах

Everrati превратили классический Land Rover в электромод с запасом хода 240 км

Everrati превратили классический Land Rover в электромод с запасом хода 240 км

Fiat 500 превратили в забавный катер с 40-сильным подвесным мотором

Fiat 500 превратили в забавный катер с 40-сильным подвесным мотором

больше по теме

Русские и советские

ЗИЛ-130 в виде гоночного грузовика с обтекаемым дактейлом

«Киберсемёрка» и «Кибердевятка»: в России запатентовали ВАЗ-2107 и ВАЗ-2109 в стиле Tesla Cybertruck

На родине ПАЗиков продают очень редкий грузовой ПАЗ-3205-20 с дизелем Hino

В Перми продают мобильную баню, созданную на базе автобуса ПАЗ-4234

Таких было всего 5: в ХМАО продают редкий автобус КаВЗ-422990 на полноприводном шасси ЗИЛ

В России запатентовали «киберчетверка»: безумную смесь ВАЗ-2104 и Cybertruck

Посмотрите, на что способен трёхколёсный вездеход, собранный из половины ВАЗ-2110

В Ленинградской области продают уникальный грузопассажирский ПАЗ-3204

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *